Начало здесь:
I часть:
II часть :
... Ко всему прочему, Генрих был более здоровым из всех ее детей, хотя также rкак и все Валуа, имел слабые легкие и страдал от постоянного утомления. Еще с детства он был жизнерадостным, дружелюбным и смышлёным ребёнком. В юности он много читал, охотно вёл беседы о литературе, брал уроки риторики, недурно танцевал и фехтовал, умел очаровывать своим обаянием и элегантностью. Подобно всем дворянам, он рано начал заниматься различными физическими упражнениями и в дальнейшем, во время военных походов, показал хорошую сноровку в ратном деле. В совершенстве владея итальянским (на котором часто разговаривал с матерью), он читал труды Макиавелли. В 1573 году посол Венеции в Париже Морисони писал о роскошных одеждах принца, о его почти «дамской деликатности», о его серьгах в каждом ухе: «Он не удовлетворился одной серёжкой в каждом из них — ему нужны двойные, украшенные драгоценными камнями и жемчугом…», поддерживая тем самым слухи о гомосексуальности принца.
По мнению Екатерины, блестящее будущее, уготованное Анжу, должно было увенчаться браком с Елизаветой Английской. Однако этот проект провалился, не в последнюю очередь из-за отрицательного отношения самого Генриха к этому союзу — ведь ему пришлось бы покинуть Францию. Он решительно отказался от брака с английской королевой Елизаветой. В конце концов, заменить кандидатуру Генриха Анжу было решено кандидатурой его младшего брата Франсуа Алансонского, бывшем на 22 года моложе неувядающей Елизаветы…
Елизавета I, Королева Англии (1533-1603)
Чуть позже, в том самом, богатом событиями августе 1572 года (Варфоломеевская ночь), чувства полностью выбили Генриха Анжу из равновесия — он влюбился. Имя его избранницы было - Мария Клевская - 21-летняя красавица, «ребёнок из провинции с чистым сердцем, свежими щёчками, стройным станом, здоровым телом и сердечной улыбкой». Она обладала чарующей красотой и заставила наследника престола забыть все его прежние увлечения. И он решил жениться на этой девушке, ответившей на его любовь. Но Екатерина пришла в ужас от желания своего сына, который отверг английскую королеву (!), тогда как Мария вовсе не принадлежала к высшему дворянству.
Мария Клевская (1550-1574)
Помимо того, Екатерина уже отвела Марии вполне определённую роль в своих планах, связанных с политикой межконфессионального согласия: воспитанная в кальвинистской вере девушка, должна была стать женой гугенотского принца де Конде. Екатерина не позволила разрушить своего проекта, и через пару дней после восшествия на французский трон 11 февраля 1575 году, Генрих женился на Луизе Лотарингской из дома Гизов. И снова семья Екатерины роднятся с ненавистными ей Гизами...
Луиза Лотарингская (1553 - 1601)
Говорили, что свадьба была лишь прикрытием для Генриха: в женских ласках он не нуждался, а значит, не мог и произвести на свет наследников. И снова возникли слухи о сексуальной ориентации Генриха. Однако факты, включающие его многочисленные любовные похождения, а также венерические заболевания его юности, свидетельствуют об обратном. Скорее всего, все эти сплетни и слухи распространялись Гизами и дошли до наших дней…
В отличие от своих братьев, Генрих занял престол уже в совершеннолетнем возрасте. И хотя он был любимым сыном Екатерины, контролировать себя, как она это делала с Франциском и Карлом, Генрих матери не позволял. Во время правления Генриха ее роль сводилась к роли государственного исполнителя и странствовавшего дипломата. В возрасте пятидесяти девяти лет она предприняла 18-месячную поездку по югу Франции, встречаясь там с гугенотскими лидерами.
Во время правления Генриха III гражданские войны во Франции зачастую переходили в анархию, поддерживаемую борьбой за власть между высокой знатью Франции с одной стороны и духовенством с другой. Новой дестабилизирующей составляющей в королевстве был младший сын Екатерины Медичи — Франсуа, герцог Алансонский.
Франсуа, герцог Алансонский (1555- 1584)
Он составил заговор с целью завладеть троном в то время, когда Генрих еще находился в Польше и позже продолжал нарушать мир в королевстве, используя любую возможность. Амбиции герцога Алансонского (позже — Анжуйского) неукоснительно приближали его к несчастью. Его плохо снаряжённая кампания в Нидерланды в январе 1583 годa закончилась уничтожением его армии. Антверпен стал концом военной карьеры Франсуа. Екатерина Медичи, в письме к нему писала: «…лучше тебе было умереть в юности. Тогда бы ты не стал причиной смерти стольких отважных благородных людей». Другой удар постиг его, когда после Антверпенской бойни, Елизавета I официально разорвала свою помолвку с ним.
Хотя братья ненавидели друг друга, в отсутствии детей у королевской пары Генриха и Луизы, Франсуа являлся следующим законным наследником на престол. Но он внезапно скончался 10 июня 1584 году от истощения после неудач в Нидерландах. Смерть младшего сына стала настоящим бедствием для династических планов Екатерины. И согласно Салическому закону, наследовать ему должен был ближайший кровный родственник по мужской линии. По иронии судьбы этим родственником (в 11 поколении, считая от Людовика Святого) являлся всё тот же Генрих Наваррский — Бурбон, женатый, ко всему прочему, на родной сестре короля - Маргарите…
Маргарита де Валуа (1553-1615)
К слову, свою дочь Екатерина не любила, называя ее «мое несчастье» и «это существо». Но об этом я напишу как-нибудь в другой раз. А сама Екатерина уже доживала свое последнее пятилетие…
… Утром 5 января 1589 года, накануне Богоявления, она захотела написать завещание и исповедаться. Дадим слово очевидцу этого события Этьену Паскье: «В ее смерти есть нечто примечательное. Она всегда очень верила предсказателям, и так как ей когда-то сказали, что для того чтобы прожить долго, ей надо остерегаться какого-то Сен-Жермена. Поэтому она и не хотела ехать в Сен-Жермен-ан-Лэ, боясь встретить там свою смерть. И даже, чтобы не жить в Лувре, относящемуся к приходу Сен-Жермен-де-л'Оксерруа, приказала построить свой дворец в приходе Сент-Эсташ. Наконец, Богу было угодно, чтобы, умирая, она не жила в Сен-Жермене, но ее утешителем стал первый духовник короля де Сен-Жермен». Вскрытие трупа выявило ужасное общее состояние лёгких с гнойным нарывом в левой части. По мнению современных исследователей, возможной причиной смерти Екатерины Медичи был плеврит. «Те, кто был близок к ней, полагали, что жизнь её была сокращена досадой из-за поступков её сына», считал один из летописцев. Поскольку Париж в это время удерживался врагами короны, Екатерину решили похоронить в Блуа. Позже она была перезахоронена в парижском аббатстве Сен-Дени. В 1793 году, во время Великой французской революции, революционная толпа сбросила её останки, как впрочем, и останки всех французских королей и королев, в общую могилу.
На самом ли деле Екатерина была именно такой, какой её описывали? Или же до нас дошёл лишь искажённый образ этой личности? Немногим, пожалуй, известно о том, что Екатерина была большой любительницей искусства и меценаткой. Именно ей принадлежала идея строительства нового крыла Лувра и замка Тюильри. Библиотека Екатерины насчитывала сотни любопытнейших книг и редких древних рукописей. C её пристрастиями, манерами и вкусом, любви к искусству, великолепию и роскоши Екатерина была истинной Медичи. Ее коллекция состояла из 476 картин, главным образом портретов. В настоящее время ее коллекция – это часть собрания Лувра. Именно благодаря ей, французский двор открыл для себя изыски итальянской кухни, в числе которых были артишоки, брокколи и несколько разновидностей спагетти. Ее обеды во дворце Фонтенбло в 1564 году были известны своим великолепием... Мороженое ведь тоже привезла во Францию именно Екатерина..
С её лёгкой руки французы полюбили балет (baletto), а дамы стали носить корсеты и нижнее бельё. Екатерина была страстной любительницей верховой езды и стала первой женщиной, надевшей панталоны, вопреки протестам со стороны церковников.
Екатерина Медичи – удивительная и противоречивая историческая личность. За долгие годы унижений и нелюбви, она научилась быть скрытной, терпеливой, обходительной и последовательно превратилась в ту безжалостную, расчетливую и коварную женщину, какой мы ее знаем по произведениям А. Дюма. Будучи с самого рождения обделенной в самом главном для любой женщины – в любви, она была неистова и упорна в другом. Главной целью ее жизни стала власть и корона Франции. И в достижении этой цели она не останавливалась ни перед чем.