В феврале вся страна празднует очень важный праздник, День защитника Отечества. И в его преддверии мы хотим познакомить читателей с двумя замечательными представителями сильной половины мастеров нашего портала.
Сегодня мы побеседовали с удивительным творцом, керамистом Вадимиром Юдиным, которого Ярмарка Мастеров знает под именем
— Вы создаете предметы в очень разных направлениях, например, детально вылепленные замки соседствует в магазине с сюрреалистичными яркими статуэтками. Такие стилистически непохожие работы создаются параллельно или есть периоды увлечения то чем-то одним, то другим?
— Всё идёт волнами, которые иногда переходят в цунами! Есть периоды, когда я занят практически только одним направлением. Я беру какую-то одну тему, развиваю её, делая много вариаций — от простого к более сложному. Я не стараюсь выжать всё из этой темы, периодически возвращаюсь к каким-то её деталям с новыми силами и мыслями, развивая её. В керамике много путей, по которым моя нога ещё даже не ступала.
— В детстве Вы жили возле кирпичного завода, и керамика была в Вашей жизни уже с тех самых пор. Но как детское увлечение переросло в профессию? Какие Ваши качества помогли Вам в освоении этого вида творчества?
— Никак не могу вспомнить тот момент, когда я твердо решил связать свою жизнь с глиной... Да, действительно, всегда в моей жизни, сколько себя помню, была эта субстанция. Конечно, как и у любого ребёнка, глина в моих руках была не как способ самовыражения, а как очень занимательная игрушка, которой можно придать любую форму. Или на крайний случай представить тем, что хотел изобразить.
Осознанный возврат к глине произошел уже в зрелом возрасте, когда успел получить пару официальных профессий, ни одна из которых не давала ни удовлетворения, ни выхода творческой энергии. Только с глиной я достиг реализации тех образов, которые не смог воплотить в живописи и графике. Думаю, с этим согласятся многие керамисты — глина практически не ограничивает полёт фантазии.
— Ваша керамика очень необычна. А с чего Вы начинали? Делаете ли Вы сейчас классические утилитарные вещи, например, на заказ или в подарок?
— Так как я не учился в профильных учебных заведениях, готовящих художников-керамистов, я не был обременён навыками изготовления тех самых утилитарных изделий. Поэтому во мне не было борьбы между тем, что надо делать по правилам, и тем, что я сам хочу делать. Для меня достаточно было знать свойства и повадки глины, чтобы на основе этого создавать что-то своё. Я считаю, что работа должна приносить удовольствие, удовлетворение плодом своего труда. Есть много направлений в керамике, к которым я пока равнодушен (может, просто еще не дорос). Посудины, сувениры-статуэтки, всевозможные декоративные вещички, городские сувениры… Нет, классика не для меня. Ведь есть ещё очень много неизведанного, неиспробованного. Я получаю массу положительных эмоций, разглядывая результат долгой работы. Мне нравится создавать оригинальные, совершенно непохожие ни на что штуки. И осознавать, что эту вещь никто до меня не то что не видел и не трогал, а даже представить себе не мог, что такое вообще существует. Поэтому я часто отказываюсь от заказов, если они мне неинтересны. Иногда просят, чтобы я сделал «как у того художника» или «в одном магазине я увидела». Если вещь не вызывает у меня эмоций, я за неё не возьмусь. Ведь это уже было, это уже делали. Благо, есть более опытные мастера, которые с удовольствием возьмутся за такие повторы. Но если мы с заказчиком на одной волне, и дело пахнет первооткрытием, работе быть!
— Вы говорили, что не переносите бумагомарания — а делаете ли Вы эскизы? Как вообще рождаются законченные образы Ваших работ?
— Да, эскизы приходится делать. В основном для того, чтобы просто не забыть придуманный образ. Надо зафиксировать, иначе мысль улетит, и не вспомнишь. На рисунке всё схематично, без мелочей, иногда просто описание. Вся деталировка появляется уже в глине, на месте яснее вырисовывается целостность композиции. Пока глина мягкая, её легко формировать. Если мне что-то не нравится, я могу просто одним взмахом руки превратить какую-то часть многочасовой работы в ком. Ничего не жалею! Практически так и работаю — минимум на бумаге, максимум в глине. Бумага всё терпит, но глина ещё терпеливее!
— Расскажите, как проходит рабочий процесс при создании сложных творений? Например, сервиз «WonderLand» — настоящее архитектурное сооружение, где части идеально складываются в целое. Он математически выверен или все подгонялось в процессе работы?
— Теоретически, можно было бы создать математическую модель на компьютере, распечатать на 3D-принтере, сделать форму... Но пока все копии сервиза делались полностью вручную, они все отличаются. Предметы сервиза подгонялись друг к другу в несколько приемов, вплоть до заключительного обжига, когда исправить что-то уже невозможно. Вообще очень интересно вносить в работу некий таинственный элемент, загадку. Это положительно влияет на изделие, выделяя его из основной массы работ своей оригинальностью и неповторимостью. Ищите всякие такие «фишки», и ваши работы запомнят!
— В свое время Вы увлекались живописью и фотосъемкой. А какие навыки Вы вынесли из этих увлечений? Какие еще виды творчества успели освоить до того, как вплотную занялись глиной?
— Занятие живописью очень развивает фантазию и пространственное мышление. Иногда появляются такие заказы, благодаря которым мне приходиться вспоминать, как держать кисть и размешивать краски. Хотя, в случае с красками, а точнее с керамическими глазурями, нужен совсем другой подход. Если смешать, например, синий с желтым, то после обжига не обязательно получится зелёный. Чаще получается пожелтевшая синь или синяя желчь... В общем, сплошные эксперименты.
До того как вплотную заняться керамикой, я действительно перепробовал некоторые виды творчества. В том числе, фото- и видеосъёмку, навыки которой помогают мне запечатлеть настроение моей керамики, придать картинке жизнь. Фотография должна вызывать эмоции, она должна цеплять. Можно создать шедевр и поверхностно отнестись к фотографированию, и этот шедевр никто не заметит. Я не думаю, что мои работы очень уж оригинальные, просто иногда случается запечатлеть саму атмосферу.
Думаю, у каждого художника за плечами большой мешок умений и навыков, которые он приобретает за свою жизнь. Что только он ни перепробует, чем только он не вымажется, пока не найдет своё. Пока шел к глине, пробовал себя в столярном деле, химичил с гальваникой, занимался кастомайзингом мотоциклов, строил русские изразцовые печи и камины, а в свободное время бегал по лесу в самодельных доспехах вместе с другими реконструкторами истории... Но это уже другая сказка.
Сейчас параллельно с керамикой осваиваю фрезерный станок с ЧПУ (числовым программным управлением). Я не из тех ретроградов, которые от современных достижений уходят в древний примитивизм, называя своё творчество «этно» или «эко». Очень много интересных технологий и материалов появляется, это надо изучать и использовать!
— Мы знаем, что Вы любите фолк-музыку. Есть ли у Вас работы, которые являются воплощением в керамике идей, навеянных музыкой?
— Всё это как раз вытекло из увлечения исторической реконструкцией и средневековой эпохой: архитектура, оружие, музыка. Очень много работ, в основном замки и крепости, строились под впечатлением или даже воздействием средневекового музыки. При созидании очень важна соответствующая атмосфера, уже тогда в работу закладывается некоторая эмоциональность. Я представляю, как бегают воины по узким ступенькам недостроенного замка, как стоят принцессы на самых высоких балконах... Под звуки музыки легенда оживает... Предполагаю, я так и не вышел из сказочного детства.
— Год назад Вы говорили, что в Ваших планах есть масштабный проект — дом из глины. Вы уже приблизились к осуществлению своей мечты?
— Да, начало есть, благо наше любимое государство сделало подарок всем любителям больших семей. Теперь и у нас есть кусочек некогда бесхозной земли с веселыми горками в придачу. До стройки пока дело не дошло. Дом предполагается в средневековом стиле (а как же!), материалом которому послужат дерево и глина, а также солома как утеплитель. В Европе такие дома строили с ранних веков — до сих пор стоят и радуют владельцев. Может быть, он будет таким:
— В Вашем новом доме обязательно будет своя мастерская. А где Вы творите сейчас?
— Пока работаю в гаражном боксе, а когда очень-очень холодно, то на балконе дома. Но там в основном делается мелочевка или очень трудоемкие вещи. Периодически пересматриваю вопрос аренды небольшого помещения. Хотя я подозреваю, если бы у меня была оборудованная мастерская с приятным видом из окна, то моя семья приходила бы ко мне, чтобы хоть немного увидеть меня вживую. Глина, она ведь такая, просто так не отлипнет...
— Вы обучаете детей искусству лепки из глины. А были ли у Вас взрослые ученики? В каком возрасте еще не поздно решить подружиться с керамикой? Что, кроме желания, для этого нужно?
— Да, у меня есть несколько взрослых учеников, но они из тех, кто просто повзрослел за несколько лет посещения моей студии. Интересно смотреть, как человечек в течение небольшого отрезка времени становится творцом. Что касается обучения взрослых людей, тот тут увы... Пока такой возможности нет, ввиду отсутствия располагающей мастерской.
Конечно, каждый художник своего дела скажет, что нет такого возраста, с которого уже поздно что-то начинать. Самое главное качество — это терпение. С первого раза не получилось — должно получиться с пятого... или десятого. Очень важно наличие пытливого ума, способности искать и находить то, что другие не видят. Открывать и дарить это миру. Художники — это тоже ученые, только в другой сфере.
— Вы любите походы и мотопутешествия. А Ваша жена разделяет эти увлечения? Как Вы любите проводить свободное время со своей семьей?
— Да, походы — это наша семейная тема! Стараемся по возможности выбираться из душного города, оставляя в нём всё то, что нам действительно не нужно. Тихая речка, тепло маленького костерка, свежий воздух — что ещё нужно человеку, чтобы очиститься от городской истомы? А кого больше всех радуют вылазки на природу, так это детей. Вот где настоящее раздолье детской энергии! И никакой асфальтовой болезни!
— У вас большая семья, трое детей, как Вы успеваете творить и участвовать в их воспитании?
— Так как я сам хозяин своего времени, я могу планировать, когда надо поработать, а когда и с детками побыть. Но в основном уход за детьми лежит на плечах жены. За что я ей очень благодарен. Может, некоторые со мной не согласятся, но я считаю, что женщине не стоит ходить на работу. Ничего, кроме разочарования это не принесет. И здоровье потеряет, и нервы всем потреплет. Я сторонник консервативных взглядов — муж добытчик, жена хранительница. В нашей семье так.
— А дети уже интересуются Вашим творчеством, помогают? Хотелось бы Вам передать профессию керамиста по наследству?
— Не встречал еще детей, которые не любят лепить. У всех детей есть такая потребность — мять, кусать, рвать.. Им нужен выход творческой энергии, без этого они тускнеют. Если не давать им мять, то они будут что-то терзать. Обои, мебель, домашних животных.
Конечно, каждому родителю хочется видеть себя в своём ребёнке, воплотить в нем свои мечты. Чтобы достиг того, чего ты сам не смог достичь. Стал великим художником, каким ты сам не стал. А оно надо ребёнку? Пусть мои дети сами изберут свой путь, а мы им немного поможем. Только чуть-чуть...
— Если бы у Вас была возможность выбрать для жизни любую эпоху, что бы это было? А от чего из современности было бы отказаться труднее всего?
— Честно, я размышлял и понял, что не хочу ни в Средние века, ни в эпоху Возрождения, ни в индустриальный девятнадцатый... Думаю, я смог бы себя и там реализовать, керамика была актуальна со времён сотворения. Адам, и тот из глины слеплен был. Но меня больше привлекает технологичное будущее. Что нас ждёт, что ещё понапридумывают, какие ещё изоБредения нам подкинут? Аж дух захватывает! Но жутко интересно!
От чего современного сложно отказаться? Здесь меня поддержат все рукастые мужики — очень сложно было бы отказаться от современных инструментов и станков. То, что раньше люди делали месяцами, сейчас можно изготовить за пару дней. Хотя ведь и в древности люди такие шедевры делали, дворцы строили, статуи высекали... Какими инструментами? Куда попрятали? «Пирамидостроение для чайников» — давно утерянная книга...
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и стать востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
— По этому поводу очень много написано и на самой Ярмарке, и на других ресурсах. Только немножко добавлю. В первую очередь — это поверить в себя. Банально, не спорю. Но это так. Очень важное качество — трудолюбие. Труд, а не работа — вот, что по-настоящему развивает. Мы живём в удивительное время, когда есть большая возможность реализовать себя в пространстве всего мира. Не ограничивайте себя рамками «родного района», выходите в мир! Даже при гигантской конкуренции и огромном количестве всевозможных изделий всё равно можно найти свободную нишу, в которой можно стать королём. Делайте то, что никто больше не делает! Не бойтесь удивлять и шокировать. Главное, не испортить репутацию дешёвыми трюками. Оригинальность идеи плюс качество исполнения — и вы без проблем найдёте своего благодарного поклонника.