22 августа 1908 года родился Анри Картье-Брессон — человек-легенда и отец фотожурналистики, французский фотограф, без которого невозможно себе представить фотоискусство XX века. Он был основателем жанра «уличная фотография». Его черно-белые снимки — история, атмосфера, дыхание и ритм жизни целой эпохи, а на его фотографиях учатся сотни современных фотографов.
В 30-х годах молодой Брессон видит знаменитый снимок венгерского фотожурналиста Мартина Мункачи "Три мальчика на озере Танганьика".
«Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени, — писал Картье-Брессон много лет спустя. — И именно эта фотография убедила меня в этом. В этом снимке столько напряжения, столько непосредственности, столько радости жизни, столько сверхъестественности, что даже сегодня я не могу спокойно смотреть на него».
Становление Брессона как фотографа произошло во время Второй мировой войны: фашистский плен, побег, участие в Сопротивлении — чтобы фиксировать на пленку военные будни от фотохудожника требовался не только верный глаз, но и мужество и хладнокровие.
Рынок Les Halles, 1952
В 1947 году Картье-Брессон стал одним из основателей знаменитого международного объединения фоторепортеров Magnum — ответ на грабительскую в отношении фотографов политику многих западных агентств и журналов. Фотографы агентства разделили земной шар на «сферы влияния», и Картье-Брессону досталась Азия. Репортажи, сделанные им в странах получивших или борющихся за независимость — Индии, Китае, Индонезии, — сделали его фотожурналистом мирового масштаба.
Последний день раздачи золота Куомитангом, Шанхай, 1949
Ахмадабад, 1965
Брессона прославил метод «невидимого фотографирования» — его модели в большинстве своем и не подозревали, что их снимают. Для большей маскировки Картье-Брессон даже заклеивал блестящие металлические части своего фотоаппарата черной изолентой.
Но главная черта и поистине дар фотографа — это «решающий момент», словосочетание, которое с его легкой руки получило в фотографическом мире широкую известность. Брессон всегда старался снимать любой сюжет в момент пика его эмоционального напряжения, и вы обязательно прочувствуете это через его фотографии.
Без названия, 1952
Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951
В поезде, Румыния, 1975
Париж, 1954
Митинг в Париже, 1954
Ноги Мартины, жены фотографа, 1967
Контрабас на велосипеде
Цыгане, Испания, 1933
«Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь „кухней“. Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать — ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества — это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается».
Сан-Франциско, 1960
«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата».
Без названия
Йер, 1932
Чернокожих не пускают в театр, 1961
Брюссель, 1932
«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно... Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю...»
Без названия, 1969
Трумен Капоте, 1947
Надпись на табличке «Готов на любую работу», Гамбург, 1952
«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь».
Портрет Альбера Камю, Париж, 1944
Приходилось фотографу бывать и в СССР. В 1954 году Картье-Брессон стал первым западным фотографом, которому после смерти Сталина было позволено посетить Страну Советов. Фотографии, сделанные во время этого визита, вошли в альбом Картье-Брессона «Москвичи».
Рабочий ЗИЛа в СССР, 1954
Изображение Ленина на фасаде Зимнего дворца по случаю 9 Мая, Ленинград, 1973
«Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении».
Анри Матисс, рисующий с натуры голубей, Венеция, 1944
Мэрилин Монро, 1960
Армения. Гости в деревне на озере Севан, 1972
Художник Антонио Салазар, Мексика, 1934
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон умер 2 августа 2004 года в Л’Иль-сюр-ла-Сорг, небольшом городке на юге Франции, не дожив нескольких недель до своего 96-летия.