Давайте теперь поподробнее поговорим о том, что и в истинно ручных способах работы с керамикой существует множество технологических нюансов, непонятных непрофессионалу. Именно они чаще всего значительно влияют на стоимость изделия.
С первой частью вы можете ознакомиться
Что же это такое?
Различия в гончарных работах.
Сосуд, изготовленный на гончарном круге, может быть простым или сложным по форме.
Из-за объективных трудностей в работе с глиной, многие керамисты стремятся создавать свои изделия, используя и сохраняя только естественное поведение глины, почти не вмешиваясь в него.
«Стихийность» глиняного изделия, его естественная кривизна, неравномерная толщина стенок нередко выдаются за «авторский» или «японский» стиль, хотя дело может быть всего-навсего в недостаточном мастерстве гончара. Что ж, любая форма интересна и имеет право на жизнь. Важно другое: сможете ли вы затем создать с её помощью действительно художественный образ...
Но и опытному мастеру-гончару, к примеру, гораздо проще изготовить на круге большую округлую вазу с широким горлом, чем высокую и узкую, да ещё и с «талией» – сужением в средней части. Да, в первом случае сложнее отцентровать на круге большую массу глины, но вот придать ей форму – это уже не столь трудная задача.
Переходы же от расширения тела сосуда к сужению и обратно выполняются «на грани срыва» глины, особенно на высоком и узком сосуде, поскольку он неустойчив, и центр тяжести смещается мгновенно. К тому же, здесь пальцы гончара «зажаты» в тесном пространстве внутри изделия и степень его свободы близка к нулевой. Потому подобные формы нередко выполняются из отдельных частей, которые потом соединяются между собой также на круге. Это требует гораздо больше и времени, и мастерства, и терпения. А вот на непосвящённый взгляд первый сосуд куда больше в размерах, значит, и стоить он должен дороже.
Часто бывает важно сделать гончарный сосуд выразительным, изящным. Вот тут и приходит на помощь обтачивание – та операция, которой многие мастера пренебрегают, и которую незаслуженно недооценивают.
Для этого наше изделие придётся подсушить, заново установить точно в центр круга, а затем, на небольшой скорости вращения, осторожно снимать с него лишнюю глину тонкими резцами-петлями. Конечно, это потребует и дополнительного времени, и терпения. Зато как преображается при этом даже простой горшочек, даже если с круга он сошёл вначале грубоватым и толстостенным! Здесь в нашей власти сгладить неудачные линии или подчеркнуть тонкость ножки или горлышка; углубляясь резцом в глину, «нарезать» круговые, волнистые или спиральные полосы – узкие или широкие.
Если быть внимательным, можно увидеть признаки обтачивания уже на готовом изделии. В первую очередь посмотрите на его донышко. Представляет оно из себя просто плоский срез струной, или вы увидите изящное углубление с красивым круговым рисунком, ножку с ребром жёсткости и подчёркнутой линией перехода к тулову?.. Часто так же обрабатывается и горлышко сосуда.
Сложность изделия связана и с тем, что его конечная форма может быть собрана из нескольких частей.
Очень показательный пример – керамические чайники. Мы нередко видим недоумение покупателя, когда он сравнивает цены на чайник и приблизительно сходный по размеру и декору горшочек или вазу. Чайник в этом случае может стоить и в два раза дороже.
Секрет таится опять же в деталях. Проще говоря, чтобы сделать чайник, к «простому горшочку»-тулову надо ещё добавить: а) крышку; б) носик (а в самом тулове – отверстия для слива); в) ручку. Каждая из этих частей либо также изготавливается на круге либо лепится вручную, обрабатывается – ведь они должны хорошо подходить друг к другу! – и соединяется с туловом. Вот и получается, что здесь общая работа с формой намного затратнее.
И конечно, особый разговор – о различиях в способах и техниках декорирования керамики.
По сложности исполнения они выстраиваются примерно так: чем больше объемности и детальности в изображении, тем оно более трудоёмко и соответственно дороже стоит. То есть, выполняемая на плоскости роспись кистью и гравирование в самом общем выражении менее сложна, чем резьба и, тем более, скульптурная лепка.
Выполнение скульптурной работы требует от художника постоянного внимания к уровню влажности глины и скорости выполнения изделия. Ведь вначале лепится только подобие, «прообраз» нашей будущей скульптуры. Конечно, стараемся по возможности выполнить её как можно ближе к конечному результату. Но мягкая глина не позволит нам тщательно и точно изобразить все необходимые детали. Поэтому пока – это только «заготовка», которую мы должны «собрать» иногда из нескольких десятков разных по форме и размеру частей, а часто – ещё и «склеить» с гончарным сосудом, который у нас во многих случаях является основой для скульптуры. И тут нужно заботиться о том, чтобы в материале технологически было создано единство, целостность гончарного изделия и скульптурных частей.
Затем мы должны подождать – иногда день-два, – чтобы все склейки окрепли, а наше будущее изделие отвердело: ровно настолько, чтобы мы могли бы аккуратно и тщательно, согласно нашему замыслу, вырезать и проработать все мелкие детали, создав впечатление не только изящества и тонкости, но и полной естественности переходов от сосуда к скульптуре. Здесь придут на помощь не только различные резцы, убирающие всё лишнее, но и мягкие кисточки, губки, заглаживающие глиняную поверхность.
Конечно, общий объём такой работы значительно больше и сложнее, нежели выполняемый просто на плоскости.
Разумеется, трудоёмкость – это не критерий для определения стоимости работы художника. Ведь можно сделать и «богатую», перегруженную деталями скульптуру такой аляповатой и безвкусной, что и смотреть-то на неё не захочется, не говоря уже о приобретении. И в то же время есть, казалось бы, простые и лаконичные рисунки – буквально в несколько мазков кистью, – гармоничные настолько, что притягивают и очаровывают...
Но это уже разговор о ценностях абсолютно из другой области – искусства и его личного восприятия, таланта художника.
У нашего «мастер-класса» – другая задача. Здесь мы говорим о тех технологических тонкостях, которые влияют на цену работы «при прочих равных» обстоятельствах.
Пожалуй, здесь стоит сказать лишь о том, что у каждого художника случаются как несомненные удачные, так и «провальные» работы (несмотря на то, что первые могут родиться легко, будто играючи, а над вторыми можно долго трудиться, так и не получив в итоге желаемого). Честный художник, как правило, неудачные на его взгляд работы и продаёт гораздо дешевле. Хотя покупателю именно эта вещь может очень даже понравиться, и тогда обе стороны останутся несомненно довольны друг другом…
В следующей части статьи мы повнимательнее рассмотрим особенности росписи по керамике.