Мало какой камень сравнится с яшмой по многообразию цветов и узоров, в которых заключены пейзажи и абстрактные картины, которые, скорее, напоминают творчество Пабло Пикассо, нежели естественную хаотичность. Не случайно название камня восходит к древнегрегреческому слову iaspis — «пестрый». Окраска яшмы может быть красной, синей, зеленой, фиолетовой, белой и даже черной. Бывают яшмы одноцветные, но чаще это пестрые камни с разноцветными полосами или пятнами.
Яшма известна людям еще со времен первобытного человека, когда из камня изготавливали орудия труда и оружие для охоты. Правда, в то время люди ценили в яшме не красоту, а практичность: яшму можно обрабатывать подобно кремню, каменное изделие получает острые края, которые долго не изнашиваются. А вот для предметов ритуального назначения ценились внешние данные яшмы:наконечники копий и стрел из красной яшмы символизировали кровь добычи, а значит, способствовали удачной охоте. До нашей дней дошло множество изделий из яшмы периода античности: амулеты,чаши, перстни-печатки, ожерелья, фрагменты статуй, скульптуры.
Благодаря своему цветовому разнообразию, яшма прекрасно подходила для внутренней отделки храмов, дворцов и мавзолеев, изготовления религиозной утвари. Различные оттенки камня имели для верующих людей своё значение: красный цвет яшмы символизировал "капли крови Христовой", коричневый и желтый - прощение грехов, зеленый - стойкость веры. Яшма - один из двенадцати камней, канонизированных церковью, объявившей его "камнем апостола Петра".
В 18-19 веках изобретение специальных станков позволило мастерам-камнерезам вытачивать из яшмы очень крупные изделия и детали дворцовых интерьеров. Самые впечатляющие художественные произведения из яшмы были созданы в России, занимавшей в те времена лидирующее положение в мире как по количеству добываемой яшмы, так и по красоте и разнообразию её цветов и оттенков. Российские мастера создали свою собственную технику мозаики, которую и сейчас во всём мире часто называют "русской".
Среди самых знаменитых произведений русских камнерезов - Агатовый и Яшмовый кабинеты в Царском Селе, построенные во времена Екатерины II по проекту архитектора Чарлза Камерона. Вместо традиционного мрамора в отделке обоих помещений использовались уральские яшмы. На создание этих шедевров ушло 4,5 года кропотливой работы и более 25 тонн яшмы.
Времена роскошных царских интерьеров остались позади, но яшма и по сей день популярна. В Москве этим камнем украшена станция метро "Маяковская" и мавзолей В.И. Ленина на Красной Площади.
Серо-голубая яшма использовалась в отделке каминов Большого Кремлевского Дворца.
Яшма прекрасно смотрится и в ювелирных изделиях, особенно в браслетах и бусах, в которых несколько видов пестрого самоцвета создают великолепные цветовые сочетания.
И по традиции подборка образов с камнем: