Древний Рим Жилые интерьеры. Городские жилища представляли собой одно-двухэтажные особняки, небогатые коттеджи, доходные дома - инсулы. Широкое распространение получил прямоугольный в плане жилой дом, в центре которого находилось главное помещение - атриум, освещаемый через отверстие в крыше. В италийском доме атриум - самая большая комната, место семейного очага, который располагался недалеко от имплювия. Вокруг атрия располагались остальные комнаты, не имевшие входа с улицы. После завоевания Греции старый италийский дом трансформируется в атриумно-перистильный особняк, где деловая функция сосредотачивается в атриуме, а домашняя жизнь перемещается в жилые помещения, группирующиеся вокруг перистильного двора. К старым италийским домам механически добавляется эллинистическая перистильная часть при осевой анфиладной планировке. Очаг из атриума переносится в специальную кухню. Хозяйская спальня превращается в кабинет хозяина - таблинум. Комнаты освещались через дверные проёмы В первом этаже окна были небольших размеров. на втором этаже окна делались больше. Остекление было редкостью. Благодаря анфиладной планировке интерьер атриумно-перистильного дома обладал чертами торжественной официальности. Самая любимая часть хозяев дома - прямоугольный двор, окружённый портиками и имел вид садика с декоративными кустарниками и цветами. Фонтаны могли располагаться в нишах, выложенных мозаикой или морскими раковинами. Четыре стиля помпеянской живописи. 1)"Инкрустационный" - малярная иммитация простых архитектурных членений пилястрами, полуколоннами или рустовкой., а также цветными мраморными плитами 2)"Перспективный" - использование в росписи иллюзорно написанных архитектурных пространственных форм, зрительно разрушающих плоскость стен. 3)"Орнаментальный" - зрительно сохраняет плоскость стены, покрывая её лёгким орнаментом. Для фона использованы локальные, насыщенные цвета. В одном доме различные комнаты окрашивались в различные цвета. По краю фон имеет орнаментальное плоскостное обрамление, а в центре панно с вставками с фигурками людей. 4)"Декоративный" - развитие перспективного стиля по пути его дальнейшего усложнения и живописной иллюзорности. Роспись изображает фантастические в фантастическом их сочетании. Мебель - немногочисленна. Обычной обстановкой интерьеров были кровати, обеденные столы, маленькие столики, стулья и табуреты, сундуки. В спальнях и столовых ставились ложа. Римляне ели, читали и писали лёжа. Мебель изготавливалась из из древесины кедра, ясеня, клена, туи, оливы, а также мебель плели из ивовых прутьев. Столярная техника была очень развита. В обстановку богатых жилищ входила неподвижная монументальная мебель из белого и цветного мрамора. Мебель для сидения называлась селла и состояла из табуретов типа греческого дифроса, стульев со спинкой. Столы - круглы и прямоугольные. Круглые столы на трёх ножках из мрамора, бронзы или дерева в виде звериных лап. Столешницы украшались мозаикой или каменной инкрустацией. Самым дорогим деревом считалась африканская туя. Корпусная мебель состояла из сундуков из дерева, облицованных пластинками из бронзы или меди. Освещение - канделябры - бронзовые стержни с завитками в верхней части, на которые подвешивались масляные лампы. Светильники- стержни на подставках из трёх лапок с небольшой вазочкой-лампадкой сверху. Соловьёв Н.К. Продолжение будет)))