Византия. Продолжение. Архитектура Константинополя с 527 века развивает тип центрического купольного храма. Главенствующее значение принадлежит куполу, опирающемуся на пилоны, связанные арками. Храм Сергия и Вакха в Константинополе - план имеет квадратную форму, с западной стороны располагался нартекс и атрий, а с восточной стороны - одна алтарная апсида. Главное композиционное ядро интерьера выделялось восьмью устоями и расположенными между ними колоннами, которые поддерживали галереи второго яруса вокруг центрального октагона. Диагональные стороны октагона решены в виде полукруглых экседр с конховым покрытием, а остальные - в виде прямых отрезков стен. Колоннады в нижнем этаже соединены плоскими антаблементами, а на эмпорах - полуциркульными арками. Принцип архитектурного формообразования "изнутри" - внутреннее пространство определяет наружную форму здания, был проведён в главном храме Византийской империи - соборе святой Софии в Константинополе, построенной в 532-537 годах греческими архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. В храме синтезированы композиционные приёмы построек Древнего Рима и христианской архитектуре. Архитектурная идея Софии - "купол Пантеона, водружённый на базилику Максенция". Храм совмещает в себе базиликальный и центрический типы. Поперечное сечение образует базиликальный разрез с двухэтажными боковыми нефами. Тонкие стены прорезаны большими арочными пролётами окон. Центральная секция среднего нефа перекрыта огромным куполом. К нему примыкают два полукупола того же диаметра, каждый из которых окружён малыми полукуполами. В Софийском соборе купол, вознесённый пандативами на сорокометровую высоту, кажется едва касающимися взлетающих вверх арок. Несмотря на свой гигантский характер, внутреннее пространство собора не подавляет зрителя благодаря сомасштабным человеку деталям, дающим ощущение истинного размера постройки - колоннами,капителями, арками,ограждению эмпор. Вертикальные внутренние поверхности Софии облицованы цветным полированным мрамором раличных оттенков. В отделке сводчатых поверхностей использована смальтовая мозаика с различными изображениями на золотом фоне. Н. К. Соловьёв. Продолжение будет))))