Всем привет!
Тут уже весна у людей, а я про зиму писать собралась. Но нам можно, у нас и в мае она может о себе напомнить.
Кто читал мой блог (надеюсь, хоть кто-то следит за моим творчеством))), наверное, помнит мой рассказ о летней поездке в глубь Камчатки - в село Эссо. Настало время вернуться туда.
Тем более, был повод, а именно мой день рождения, который случается со мной каждый год в феврале. Во второй пjловине прошлого года на нас свалилось много неприятностей, которые разрешились как раз к февралю, и я уговорила мужа сделать небольшую паузу - поехать в мой маленький морозный рай - в Эссо.
На всякий случай повторю, что село Эссо находится в самой серединrе полуострова Камчатка, и ехать туда на машине около 6-7 часов. Однако зимой дорога намного лучше, чему был не на шутку удивлен мой муж, который зимой в область до этого ни разу не ездил. А зря! Что он и признал в ходе поездки.
Итак, оставив детей бабушкам, мы двинулись в путь не самым ранним утром. В городе стояла пасмурная погода, перед нами лежала захватывающая дорога, за каждым перевалом которой погода и природа меняется и удивляет зимой, возможно, дальше больше, чем летом.
К примеру первые 50км было как-то даже зловеще
Что, впрочем, не мешало мне вязать. Ведь за рулем был муж. И кстати, сердце у нас слева, а руль справа. Так что не бойтесь, я не за рулем фотографировала. Хотя со мной и такое бывает, грешу.
На самом деле я и сама люблю ездить в область за рулем, в свое время я даже проехала сама от Петропавловска-Камчатского до Усть-камчатска, а это солидное расстояние с двумя ледовыми (ездили зимой на корюшку) переправами, но оно того стоит. Хотя и в роли пассажира много приятного - тебя везут, а ты смотришь по сторонам и периодически выдаешь "вон-вон-вон ту елочку надо сфотать!", а тем временем елочка стремительно удаляется...
Но если вы действительно захотите сфотографировать местные елочки, то лучшего места, чем мильковские охотугодья вам не найти. Село Мильково - тоже небольшое село камчатской глубинки, находится примерно посередине мужду Петропавловском и Эссо, а так же упомянутым выше Усть-Камчатском. Эссо - это поворот налево на развилке, а Усть-Камчатск - направо.
Итак, елочки. А точнее ели.
Кстати, ели в какие-то годы были высажены за Мильково небольшой рощицей и со временем на много-много километров протянулся густой смешанный, а местами и исключительно хвойный лес. Моя бабушка говорила мне, когда их высадили, но с датами у меня плохо. А она-то точно знает, когда это было, как и помнит все колхозы и совхозы, какая работа в них велась, какие были достижения и инновации, какая техника, и какие люди. Работая в сфере обеспечения безопасности труда в сельском хозяйстве, она объездила все эти совхозы и прочее и может много чего интересного рассказать.
Наример, об экспериментальном выращивании бычков на открытом воздухе под Шаромами. Боги, эти бедные бычки до сих пор не идут у меня из гловы. Мороз минус сорок, а они стоят, плотно прижавшись друг к другу, жуют свой корм и постоянно топчут подстилку, а от скученного стада поднимается пар. Впрочем, это должна быть запись про мой зимний рай, а не про бычий ад. Так что оставим бычков в Шаромах, сядем в машину и поедем дальше.
Обычно мы останваливаемся в Мильково или за Мильково перекусить, отдохнуть от сидячей позы и подышать чистым воздухом.
Моя верная машина, уже привыкшая к дальним поездкам, готова двинуться дальше. А дальше нас ждет еще несколько перевалов, перемен погоды и маленьких елочек между березками. С этими березками и елочками вообще интересная штука. Когда ты едешь на скорости, это такое восхитительное зрелище: маленькие елочки, местами совсем юные, и тонкие березки, высокие, совсем, как на материке (наши березы обычно толстые, корявые, их называют каменными - они противостоят ветрам и пургам), и они так вперемешку бегут за машиной, и так это все красиво, так захватывает, что ты останавливаешься, чтобы сфотографировать, и оп - елочки разбежались, березки рассредосточились. Ну ладно, - думаешь ты, возвращаешься в машину, - сейчас найду место, где елок побольше и сфотаю. Ога! На следующей остановке история повторяется, и елки вроде есть, но как-то опять не то. В общем, после третьей или четвретой остановки ты прощаешься с мыслью уловить эту задорную елочью беготню и просто наслаждаешься этой игрой из окна.
Поэтому я не буду здесь показывать эти фотографии, пусть лучше они останутся у меня в телефоне, зато покажу свое концептуальное фото. Я такая предусмотрительная, уже придумала себе несколько кадров в дорогу, и специально для одного из них надела свой свитер с елками. Этот свитер из интернет-магазина сказал мне "купи меня, я же с елками!", и я не смогла ему отказать. И вот, памятуя об одном месте на трассе, где возле елей можно спокойно сфотографироваться, мы сделали эти фото.
Фото с машиной, на самом деле, для меня еще более концептуально. И даже не из-за елок. Это МОЕ фото. В нем как-то очень точно передано мое внутренее состояние, мой образ, что-то тонко и глубоко мое. Надеюсь, вы поняли, о чем я.
А, кстати, прикол. Когда выходишь из теплой машины на мороз, обувь к дороге примерзает, ну, прилипает как будто)))
Эта остановка для концептуальных фотографий была сделана совсем недалеко от развилки, о которой я говорила выше, и после нее, когда дорога начинает вилять крутыми и многочисленными поворотами и перепрыгивать через горы и скалы, ели заканчиваются, их сменяют огромные лиственницы, и это означает, что уже скоро мы приедем в Эссо.
В летней записи я писала, что один из вариантов происхождения названия села - это перевод слова "лиственница" с эвенского языка. Лиственница - дерево очень продуманное. Оно как бы хвойное и лиственное одновременно. На зиму она сбрасывает свои тонкие хвоинки, что позволяет ей комфортно перизимовать, а к лету хвоя вырастает вновь, как листья.
А морозы здесь стоят изрядные. Помню как-то, когда я еще работала в местном вузе, я ездила в села проводить олимпиады для старших классов. Так вот один раз я прибыла в Мильково в мороз за сорок, а по этому случаю школу-то и отменили. Прихожу я такая серьезная в школу, а детей нет. "Ничего, - говорит мне директор, - вон они все, на улице гуляют. Не переживайте, на завтра всех соберем". И действительно - гуляют. И действительно - собрали. Я вообще любила эти командировки в сельские школы. Там дети еще какие-то взаправдашние что ли...
Эх, ладно, не буду думать о работе, ведь я уволилась))
Куда как приятнее думать, что вот еще совсем немного, и я снова переживу свой маленький отпуск, рассказывая вам о нем.
Вот я стою над скованной льдом бурной горной рекой, чья энергия снабжает Эссо электричеством. Я просто стою, смотрю в даль и ни о чем не думаю.
А вот, кстати, та самая ГЭС на реке Быстрой, река, к слову дает название Быстринскому району, можете погуглить)) Над ней сделали небольшую смотровую площадку, и дикие туристы навязали на ней кучу ветоши. Но я не понимаю этой традиции, и из кадра это дело убрала.
Видите это высокое голое дерево? Вот. Это лиственница. И их тут много.
А вот и Эссо встречает нас белыми дорогами и теплыми домиками.
Как же я люблю эти гладкие белые дороги, кто бы знал! Здесь не выпадает так много снега, как в городе, где иная пурга заваливает пятиэтажки по второй этаж на переметах. Здесь у людей низкие калитки, термальное отопление и хрустящий снег. Здесь тишина, иней на деревьях и душевный покой. Здесь размеренная жизнь и, может статься, моя пенсия
Эссо окружено горами, и это защищает его от диких циклонов, но зимой может стоять такое специфическое морозное марево. Северяне поймут. Однако в самую ночь моего дня рождения это марево разошлось и даванул хороший морозец, -37, кажется. Деревья, словно знали, что я люблю эти морозные кружева веток, сделали мне лучший подарок.
Когда я пошла гулять после завтрака, приезжий народец ломанулся заводить свои машины, а муж мой наблюдал эту картину из окна и делал ставки. Впрочем, с ним бесполезно играть в ставки, он знает, какие марки и модели как себя ведут в мороз. Лучше пойти погулять. Тем более, что местный мороз я переношу довольно легко. Хотя здесь и адский минус, каие-то -15 в городе покажутся вам еще большим адом. А все из-за влажности и ветра, коих здесь, в Эссо, нет. Надо сказать, эта зима выдалась у нас очень морозная, и даже в городе температура опускалась ниже 20, и деревья трещали от мороза. Вот это было настоящим испытанием на выносливость, потому что, повторюсь, возле моря такой мороз ощущается совсем по-другому.
И вот я все утро ходила как зачарованная по селу, вглядывалась в узоры заиндевевших ветвей и просто отдыхала. Я нигде так не отдыхаю душой, как здесь. Это тихое и затерявшееся между гор и лесов местечко с отчаянно плохим интернетом, не отвлекающим тебя от бытия - мой маленький рай, моя отдушина в более, чем 500км от моего дома. Но это отчаянно-синее небо, эти холмы в виде подводных лодок и этот яркий контраст синего и белого - это что-то запредельно счастливое и глубокое.
Я всегда замечала, что в разных местах - разное небо. Даже у нас в городе, в наешй стороне оно намного синее и ярче, чем в противоположной. А уж эту синеву я не могу ни с чем сравнить. Я просто садилась на скамейку на лестнице и смотрела в небо. Каждому человеку нужно бывать одному, и каждому нужно смотреть в небо, возможно, это и есть феномен "неба Аустерлица", и возможно, это не шутки.
Для меня здесь все как-то органично, органичнее, чем в городе. Здесь в сотни, в тысячи раз чище. Город вообще не отличается чисотой, к сожалению, но это так.
Посмотрите, какая резкость цветов, какая яркость и какой контраст, и это при том, что я не великий фотограф, и не обрабатывала эти фото, и они все же не передают того, что видит глаз.
А здесь!
Нет, никогда я не смогу прижиться на юге, где нет этой суровой северной реальности и белых дорог с синими горами.
Ах да! Гора - подводная лодка!
И она там не одна такая, поверьте! Мы с мужем до сих пор спорим, эту гору мы обошли на лыжах или другую, которая за ней. А ушли мы в тот раз очень далеко, даже немного трудновато было возвращаться обратно. Да еще и проехавшие мимо на снегоходах местные с туристами в санях как-то странно на нас посмотрели. Мол, старообрядцы какие-то, на лыжах да в такую даль
А вообще я люблю лыжные погулки, если не гнаться за скоростями и не кататься с высоких и крутых горок.
Лыжи это, конечно, хорошо, но как-то приелось. О чем действительно стоит рассказать, так это о поездке на собачьих упряжках. Да-да, этот национально-северный вид транспорта, нынче ставший спортивной дисциплиной, наколько я могу понять по хаско-форумам, - отличное колоритное и полное впечатлений развлечение для зимних туристов.
Как всегда, то, о чем действительно хочется рассказать, оставило о себе мало фотографий и они, прямо скажем, не лучшего качества, но попробую что-нибудь выбрать. А пока я выбриаю, расскажу немного о собаках в Эссо вообще. Потому что это классные собаки! Они все в известной, в бОльшей, степени лайки. До известного времени собаки, проявлявшие мало лаячьего, выбраковывались в щенячестве. Это имело свои цели, так как собаки были не просто друзьями человека, но и его активными помощниками, его главным транспортом, поэтому рабочие качества были важнее. Это сейчас в Эссо приехали помсы, охотничьи дартхаары или как их правильно, той-терьеры и еще всякое, а так коренные эссовские собаки - это закрученные хвосты, теплый подшерсток, умный взгляд и доброта. Собаки, действительно, добрые, конечно, если вы не лезете к ним во двор через дырку в заборе с известными намерениями. Гуляющие по улицам собаки скорее подойдут к вам, чтобы вы их почесали, чем чтобы укусить вас.
А еще они очень любят хлеб. Особенно белый. Хоть мы и ели обычно в ресторане гостиницы, для одной миссии (позже) нам нужен был хлеб. Меня, конечно, в магазине предупредили, что лучше взять пакет, в котором не видно, что там хлеб. Из-за собак. Но, что-то я подумала, ерунда все, и взяла хлеб так. А надо было слушать! Потому что, когда встречаешь собаку, и она видит у тебя в руках хлеб, она идет за тобой с очень грустным взглядом и как бэ намекает, что собачку не кормят, собачка голодная, собачка хочет хлебушек. Если отказать собаке уверенным тоном, она на какое-то время отвернется, отойдет, но потом сделает еще пару попыток заполучить хлеб. Надо сказать, что если бы эта буханка не была мне так остро нужна в тот день, я бы, конечно, поделилась с собаками. Получив кусочек и затем внятный отказ, собаки, кстати, отправляются восвояси. И просто с оказом тоже отправляются. Но как-то грустно.
Вернемся к упряжкам все же.
Договорившись с каюрами (люди, управляющие упряжкой и те, кто собственно тренирует ездовых собак), которые это дело организовывают, вы должны найти самые теплые вещи из тех, что взяли с собой. И не только потому, что до собачьего логова вас повезут на снегоходе в 30градусный мороз, а потому, что потом вы в этот же мороз будете управлять упряжкой из 6 собак, а это холодно. Я не пожалела, что оставила себе одну шапку из своей коллекции "Больше шапочек богу шапочек", потому что она отлично выдержала это испытание. На фото, правда, не видно, что я упаковалась по полной, а все потому, что мои вязаные чистошерстяные подштаники на положенном им месте - под штанами.
После того, как вас проинструктируют по поводу управления упряжкой, а сложности там, как оказалось, особой нет, каюры запрягут 6 собак в упряжку, и маршрут окло 10км будет разделен между прибывшими туристами, обычно это 2-4 человека, не больше, а остальные тронутся в санях на снегоходе.
А когда подойдет ваша очерель, вы почувствуете себя настоящим каюром, правда, многим сперва становится очень жаль собак. Люди склонны думать, что им тяжело, их мучают дурные людишки и все такое. Но ездовые собаки требуют бега, они для него рождены, они без него не могут. Ездовая собака без нужной нагрузки заболевает, у нее портится психика, собака теряет рабочие качества. Поэтому настоящее издевательство надо собакой - это неследование логике ее породы.
Когда шесть собак с игриво загнутыми хвостами тянут нарты, которыми ты управляешь - это непередаваемое ощущение, это инъекция севера в привыкшую к комфорту тушку, и это отчаянный заряд позитива. Еще и потому, что на самом деле ездовые собаки добродушные, радостные и приветливые создания. Злючими они могут быть разве что на старте гонки упряжек, когда азарт на пределе, и собакам нужно бежать. Тогда они на раз могут тяпнуть какого-нибудь чудика, неуместно маячащего на пути.
На следующем фото упряжка уже на якоре, опытные собаки стараются отдыхать на остановках, они ложатся, садятся, не прыгают и не поскуливают как молодые, которым все еще надо бежать, и они искренне не понимают, почему эти двуногие опять встали. У собак в упряжке также складывается и своя иерархия, если запрячь не соблюдая ее, упряжка может передраться в пути. Каюры, начав тренировать собаку, выявляют ее качества и компануют упряжку перестановками, пока собаки не сработаются и корректируют обучение с учетом этой иерархии.
По окончании маршрута вас напоят горячим чаем, дадут время пофотграфироваться и пообщаться с собаками (до поездки, пока собаки в азарте, общение может не сложиться), а также выдадут удостоверения каюра различного уровня подготовки в зависимости от того, сколько раз вы уже управляли упряжкой, и что умеете. Мои собачьи права и мои автомобильные выданы одной датой, только разным годом, на следующий день после дня рождения. Так что в каком-то смысле я действительно с рулем родилась, как мне однажды скзали.
Если у вас будет возможность, обязательно прокатитесь на упряжке ездовых собак, не пожалейте времени и денег - оно того стоит!
А вот от поездки в оленеводческие звенья мы все-таки отказались. Стада стояли в более чем 30км от Эссо, и добираться до них на снегоходе без специальной одежды, и даже важнее - обуви, в такой мороз не лучшая идея. Там не спасут и мои подштаники. Поэтому мы пошли в гости к одному мужичку, который держит несколько оленей, так сказать, для туристов. И вот как раз для этого нам и понадобился хлеб. Я обычно не ем белый хлеб, но все же попробовала его, и знаете - собаки "шарят тему".
Олень по кличке Боярин, хоть и видит туристов не впервые, а все же без хлеба как-то им не доверяет. Поэтому хозяин предупреждает, чтобы приходили не с пустыми руками. Животное это, конечно, своеобразное: вроде и домашнее, но и дикое. Это не коровка, мирно пасущася на лугу, в оленях есть что-то древнее, архетипическое. Может, рога? Правда, Боярин встретил нас уже однорогим - ведь весной северные олени (да и другие, наверное, тоже) сбрасывают свои рога. И пара сброшенных, кстати, лежит у нас в гараже и ждет, когда же я ими наконец займусь. Но с рогами он или без, северный олень - хозяин тундры.
А по соседству с двором, в котором живет Боярин, находится Творческий центр имени Владимира Злотникова, о котром я писала в летней записи. Я еще говорила, что там во дворе лежит настоящий позвонок кита, но я такая-сякая была без телефона и ничего не сфотограифровала. Так вот. Исправляюсь.
Позвонок кита. Часть мужа для масштаба
На самом деле рассказывать об Эссо я могу долго и, поверьете, фотографии еще есть, в этот раз даже на удивление много, больше 10 Но сказка тем и хороша, что в известный момент она заканчивается.
И, попрощавшись со своим новым другом, мы отбыли в обратный путь, такой же захватывающий и увлекательный.
И я надеюсь, что мой рассказ оказался интересен и легок, потому что я хочу, чтобы читая о моем отдыхе, вы тоже отдохнули от какой-то своей ежедневной рутины или длинного дня. И еще я хочу пожелать вам интересных путешествий и гладких дорог!
До новых встреч в блоге!