В условиях бедных крестьянских изб кружево часто пачкалось во время работы, поэтому перед продажей его надо было стирать. Наиболее же аккуратные мастера заворачивали незаконченную работу в чистый холст и убирали на ночь под кровать. Появился даже специальный термин, означающий примерно "укладывать работу спать".
Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция.
Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи. Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 г. невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев".
Главная ценность ирландского кружева втом, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой.
Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.
В самой Ирландии всемирно известное Ирландское кружево до сих пор знают как "кружево помощи", т.к. оно предоставляло людям возможность выжить и в таком названии хранится часть истории страны.
Это кружево помогло выжить и моей семье в годы Перестройки. Но, в отличие от старых мастеров, я не скрываю секретов мастерства, которые пришли ко мне во сне, после долгих поисков и размышлений. Книг по вязанию не было в продаже и в библиотеках такие книги прятались в сейфах у заведующих - я работала библиотекарем и сама не имела доступа к "элитной" литературе. Но Идеи «витают в облаках»! Мне приснился сон, в котором меня обучили этим техникам. А в 2000-м году я начала даже обучать этому своих первых учениц – в нашем веке информационных технологий «шилов мешке не утаишь».
Когда изощренные рукодельницы за 20 минут узнают мои «секреты», они разочарованно восклицают: «Ведь это так просто!».
«Да!» - нескромно отвечаю я – «Всегениальноепросто!».
Но, несмотря на то, чтоэто «просто», очень немногие мои ученицы вяжут подобные модели. Эта работа требует большой усидчивости, кропотливости, собственного поиска «истины», а – самое главное – Большой Любви!
Самая преданная и трудолюбивая моя ученица, ставшая большим другом нашей семье – Галина Нагибина.
На протяжении 16-ти лет нашей дружбы она со страхом произносит: «Я боюсь, что у меня не получится», «А как надо?». А я не устаю повторять: « Глаза боятся, а руки делают», «надо так, как тебе хочется», «Прислушайся к шепоту своей Интуиции».И, преодолевая свой страх, она создала уже около сотни неповторимых моделей с помощью приемов бесшовного моделирования ирландского кружева, «частичного» вязания и «пэчворка».
Слева - Галина Нагибина, справа - я, Вавуле Светлана Жановна
Блуза, связанная Галиной по разработанной нами бесшовной технологии.
И с каждым годом я ощущаю возрастающий интерес к этому виду рукоделия, особенно, у молодежи.
«Научить» этому нельзя! Можно только советовать сделать так, как делаю это я. А каждый ученик, приобретая навыки, идет своей дорогой.