МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ "ПАРОЧКИ". Возраст: 2,5-3 - 7 лет. Ребенок может играть как самостоятельно по
заданию взрослого, так и совместно. Цели: с помощью разнообразных заданий у ребенка
активно развиваются: - концентрация, устойчивость, распределение и объем внимания; - объем кратковременной и долговременной зрительной памяти; - логическое мышление; - мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения сравнения и т.д.; - связная речь; - расширяются представления об окружающем мире. Данное пособие могут использовать в процессе осуществления НОУ воспитатель, логопед, психолог дошкольного образовательного учреждения, а также родители в процессе игры с ребенком. Пособие может быть укомплектовано в 3 вариантах: 1) Мешочек + набор из 10 пар карточек с изображением машинок (20 карточек размером 5х5см, отличающихся цветом корпуса машинок и колес); 2)Мешочек + набор из 10 пар карточек с изображением цветов (20 карточек размером 5х5см, отличающихся цветом цветков и сердцевинок); 3) Мешочек + набор из 20 пар карточек с изображением машинок и цветов (40 карточек размером 5х5см, отличающихся цветом корпуса машинок и колес, цветков и сердцевинок). ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ 2 НАБОРОВ КАРТОЧЕК - МЕШОЧЕК В ПОДАРОК!!!!!
Варианты игровых заданий: 1) «Парные картинки». Возраст – от 2-3 ЛЕТ. Картинки с изображением машинок или цветочков или и те, и другие раскладываются в хаотичном порядке на полу. Инструкция: «Найди каждой картинке пару», для малышей: «Найди такую же картинку (или конкретнее , упрощая: «Найди такую же машинку»). Задача ребенка - разложить все карточки по парам.
2) «Третий лишний». Возраст – от 3 лет (при достаточном уровне речевого развития). Взрослый выкладывает перед ребенком 3 карточки , 2 из которых составляют пару, , а третья – лишняя (Например, желтая машинка с четными колесами -желтая машинка с оранжевыми колесами -желтая машинка с черными колесами). Варианты "троек " карточек постоянно меняются. Можно начать с тройки: машинка-цветочек-машинка. Инструкция: «Найди лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя» 3)"Запомни». Возраст: от 2,5-3 лет. Задание на развитие зрительной памяти и внимания. Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд картинки (от 3 до 10 штук в зависимости от возраста, в ряду 1 карточка из пары). Вторые карточки из пары лежат в стороне от ребенка. Инструкция «Посмотри внимательно на картинки и запомни их». Время на запоминание – 10-15секунд. После этого взрослый переворачивает карточки лицом вниз. Инструкция : «Вспомни. какие картинки ты запоминал, и выбери такие же». Ребенок выбирает из оставшихся картинок и выкладывает в ряд. Как запомнил. Взрослый переворачивает свой ряд картинок и сравниваются картинки, если есть ошибки, ребенок должен на них указать.
4) "Отгадай". Возраст: от 4 лет. Задание на развитие слухового и зрительного внимания, совершенствование навыков количественного и порядкового счета, закрепление в активной речи ребенка понятий "столбик, ряд, слева, справа, между, под, над, за, перед и т.д.". Перед ребенком на первоначальном этапе раскладываются в хаотичном порядке 20 карточек с изображением машинок или цветочков по 4 в ряд в 5 рядов (постепенно при наличии 2 наборов карточек можно увеличить количество до 40). Инструкция: "Найди мне машинку (или цветок), или карточку (если перемешаны цветочки и машинки), которая лежит второй в третьем ряду (или столбике). Назови картинку". ребенок : "Вторая в третьем ряду - красная машинка с синими колесами". Примеры заданий: "Найди мне картинку, которая лежи в 4 столбике под желтой машинкой с черными колесами", или "......, которая лежит в предпоследнем ряду вторая слева" и т.д. Таких вариантов вопросов - преогромное множество. Главное условие: ДОБИВАТЬСЯ ОТ РЕБЕНКА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА, ТЕМ САМЫМ МЫ АКТИВИЗИРУЕМ СЛОВАРЬ ПРЕДЛОГОВ И НАРЕЧИЙ, которые, с которым ребенок-дошкольник, как правило, испытывает большие затруднения. 5) Наборы карточек могут быть использованы в качестве счетного материала по принципу счетных палочек, при составлении задачек, при закреплении навыков количественного и порядкового счета в пределах 20 (40).
6) "Расскажи правильно". более сложное задание - обратное заданию 4, требует более развитого уровня связной речи у ребенка (который индивидуален, для одних детей это задание может применяться с 4 лет, для других - с 6-7). Перед ребенком на первоначальном этапе раскладываются в хаотичном порядке 20 карточек с изображением машинок или цветочков по 4 в ряд в 5 рядов (постепенно при наличии 2 наборов карточек можно увеличить количество до 40). Инструкция: "Найди среди картинок желтый цветок с черной сердцевиной. расскажи, где он находится", на первоначальных этапах конкретизируем вопросы: "в каком ряду (столбике) или между какими картинками находится желтый цветочек с черной сердцевиной?" Добиваемся ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ ОТ РЕБЕНКА!!!!!! 7) "Домино". Возраст - от 5-6 лет. Играют 2,4,5 человек.Можно играть и при наличии 1 набора карточек, но если их 2, играется и дольше, и интереснее. Детям раздается равное количество карточек вперемешку. Выбирается тот, кто делает первый ход, он кладет любую картинку в середину, например, это будет желтый цветок с черной сердцевинкой. Следующий игрок должен выбрать из своих карточек карточку с изображением или желтого цветка с черной или другой сердцевинкой, или желтую машинку с черными колесами, и кладет в ряд к первой карточке. Третий игрок может подобрать картинку по принципу цвета картинки или цвета пуговки (сердцевинки или колес), и положить с одной или другой стороны. если у ребенка нет подходящей карточки, он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого первого закончатся все карточки.
8) "Сортировка": Возраст: от 2-3 лет. Все 20(40) карточек перемешиваются. Инструкция: "Разложи картинки на группы по цветам". задача ребенка разложить карточки в 5 групп по цвету картинок.
9) "Волшебные ручки": Цель: развитие тактильного восприятия. Возраст: от 3-4 лет. Игра проводится с полным комплектом карточек (40шт). Игра проводится без использования зрительного контроля, для этого завязываем глаза ребенку платком или повязкой и раскладываем перед ним на столе карточки или можно вытаскивать их прямо из мешочка, что даже удобнее. Инструкция: "Ощупай руками карточки и разложи их в 2 группы: в 1 группу машинки, в другую - цветочки".
10) “Что изменилось?” Возраст: от 4 лет. Взрослый или 1 из детей выкладывает от 5 до 10 разных карточек картинками вверх. За 15 секунд ребенок должен постараться запомнить их. Затем он отворачивается, а взрослый что-то меняет, например, убирает или докладывает одну или несколько карточек, меняет их местами. Ребенок поворачивается и старается определить, что изменилось.