Здравствуйте!
Поздравляю всех подписчиков и гостей моего "Сундучка со сказками" с чудесными весенними праздниками, так удачно выпавшими в этом году на один день!
Пора продолжить рассказ о фиалках, главное – не особо увлекаться, ведь столько всего хочется написать! Начало – об отношении к фиалкам в Древней Греции, Риме, средневековой и более современной Европе можно найти тут:
Фиалка служила символом невинности и скромности так же и у древних галлов, по традиции, этими цветами посыпали брачное ложе новобрачных или украшали могилу безвременно погибшей невесты. От галлов любовь к фиалке «по наследству» перешла к их потомкам – французам. С 14 века цветок сделался эмблемой поэтов. Этому положил начало поэтический турнир на Цветочных играх в Тулузе в 1323 году, когда победителей начали награждать фиалкой из серебра с позолотой.
Считая фиалку символом чистоты и невинности, французские писатели и поэты считали одним из самых лестных сравнений - сравнение с этим лесным цветком. Так, современник Людовика XIV, французский поэт Демаре, посылая основательнице литературных вечеров Жюли де Рамбулье венок из фиалок, пишет ей от имени цветка: "Не имея честолюбия, я прячусь в траве, скромная своей расцветкой, я скромна также и выбором места; но если когда-либо увижу себя на вашем челе, то из самого скромного цветка я стану самым гордым".
Особенную роль этот цветок сыграл в жизни Жозефины и Наполеона. По многим свидетельствам, с определённого момента фиалка стала любимым цветком будущей императрицы - как воспоминание о возвращенной свободе. Когда пришедший к власти Робеспьер казнил генерала Борагне, его жена, урожденная Мари Жозефа Роз Таше де ля Пажери, была заключена в тюрьму Консьержи и ожидала смерти, маленькая дочь тюремщика однажды принесла ей букетик фиалок. У молодой женщины родилась надежда на спасение, и это предчувствие не обмануло. Её не только выпустили из тюрьмы, но и вновь стали принимать в свете: однажды, будучи приглашена на бал к подруге, она привлекла внимание молодого и амбициозного 26-летнего генерала Бонапарта. Одетая в скромное платье, главным украшением которого были живые фиалки, Жозефина выгодно отличалась от усыпанных драгоценностями дам, что не осталось незамеченным Наполеоном. С этого вечера начался её новый роман и головокружительный путь в императрицы. 9 марта 1796 года она стала женой Наполеона, одевшись на свадьбу в платье, затканное фиалками и приколов живые цветы на лиф. Уже став законной супругой, женщина сказала: «Позволь мне, милый друг мой, всегда носить эти цветы в этот чудный день моей жизни» - и потом, на протяжении многих лет, в день свадьбы Бонапарт всегда дарил ей фиалки. По свидетельству историков, даже из театра военных действий Император слал супруге страстные письма и никогда не упускал возможности устроить так, чтобы утром 9 марта ей на столик в будуаре положили букетик фиалок.
Портрет Жозефины, 1800.
Рассказывают, что однажды накануне очередной годовщины, умер дворцовый садовник, из-за чего фиалки из сада Наполеон счёл неуместными. Отправленные в город слуги, не смогли найти ни единого букетика. Приближалось время, когда цветы должны быть на столике Жозефины - тогда Наполеон сам отправился на поиски цветов. И, приближаясь к Лувру, он заметил старушку с корзиной, полной фиалок. Обрадованный, он выхватил лучший букет, бросил гость золотых и и отправился к жене.
Он вошёл к своей Жозефа и гордо поведал историю подаренного букета, за что в награду получает поцелуй, затем супруга целует и сами цветы. И, внезапно побледнев и выронив букет, с ужасом восклицает: "Это цветы смерти! Они расцвели на могиле!" Желая успокоить Жозефину, Бонапарт посылает за старухой, но её не могут найти.
Предчувствия не обманули Жозефину: через два дня старушку нашли и она призналась, что собрала цветы на могиле, на кладбище Св. Маргариты. С того дня императрица потеряла покой. Смутное предчувствие чего-то страшного, какого-то неожиданного несчастья преследовало её...
Развод Жозефины и Наполеона 15 декабря 1809 года.
Не напрасно. То ли угасла былая страсть, то ли государственные нужды показались Наполеону важнее личных, но он начал поиски новой супруги. Империя требовала наследника, а общих детей у августейших супругов так и не появилось… В результате Наполеон нашёл более подходящую ему по статусу жену, дочь австрийского императора Марию-Луизу (которая, как ни удивительно, тоже с детства обожала фиалки).
«Ради благополучия Франции я отпускаю своего Наполеона», – сказала тогда Жозефина. Бонапарт настоял, чтобы за бывшей женой сохранился титул императрицы. Она поселилась в оставленном ей по условиям развода Мальмезоне, где жила пышно и ни в чём себе не отказывая. Она была всё так же привязана к Наполеону и, сохраняя дружеские отношения, регулярно писала ему письма и следила за его судьбой. Тот, в свою очередь, не забывал отвечать на послания бывшей супруги.
Жозефина в Мальмезоне посвятила себя старой страсти – ботанике и садоводству. Говорят, только фиалки она больше не хотела видеть, даже названия их старалась не произносить. Зато в оранжереях и теплицах женщина сумела собрать богатейшую коллекцию экзотических растений со всего мира, многие из которых стали известны в Европе лишь благодаря ей. А в зверинцах, которые также организовала императрица, можно было увидеть редких животных и птиц (например, кенгуру, черного лебедя и других). Но самую большую известность получила коллекция роз Жозефины: их в саду Мальмезона насчитывалось около 250 сортов.
Сады поместья Мальмезон.
Так прошли 4 года. Вдруг, 9 марта 1814 года с букетом фиалок приходит к ней трёхлетний сын Наполеона, а за ним и сам Наполеон. Это был, возможно, последний счастливый день в жизни Жозефины.
Спустя два месяца в этой самой гостиной стоял усыпанный фиалками её гроб и слышалось погребальное пение. Перенеся боль, которую причинил ей Наполеон разводом, она не сумела перенести его унижения - изгнания на остров Эльбу.
Но со смертью Жозефины фиалка не исчезает из истории Наполеона. Она делается девизом его приверженцев, а впоследствии и партии Наполеонидов. И они видят в фиалке счастье великого императора. Когда 20 марта зацвели первые фиалки, император совершил побег с острова и появился среди своих ликующих ветеранов, они встретили его возгласами:
- Вот он, вот он, отец фиалок!
И все солдаты появлялись с цветком в петлице, а женщины - с букетиками на груди и на шляпах. Дома украшались фиалками, в надежде на новую весну, на возрождение империи. Но ликование длилось недолго: уже 22 июня Наполеон вынужден был отречься от престола в пользу своего малолетнего сына. Тогда он вспомнил Жозефину, в последний раз поехал в Мальмезон и нарвал с её могилы фиалки, которые цвели здесь почти круглый год. Но счастливая звезда, светившая с цветами, зашла: фиалки были сорваны с могилы...
15 июля 1814 года Наполеона на корабле "Белерофон" перевезли как пленника на остров Св. Елены. Там, на острове "после смерти на груди его в золотом медальоне, с которым он никогда не расставался, нашли две засушенные фиалки и локон белокурых волос — воспоминание об его утренней и вечерней звезде - его дорогой Жозефине и его не менее дорогом сыне - короле римском".
Эта история очень трогательно рассказана у Золотницкого, и, хотя ясно, что в ней много преувеличений, какие-то факты подтверждаются свидетельствами современников Жозефины и Бонапарта.
Но не буду заканчивать историю на столь печальной ноте. Тем более, что маленький лиловый цветок продолжил играть свою роль и в судьбе потомков Бонапарта.
Henry Meynell Rheam, Violets. 1904
Годы спустя, решив связать себя узами брака и напрасно добиваясь у всех дворов Европы подходящей ему по сану супруги, Наполеон III остановит свой выбор на прелестной испанке, которую словно сама судьба предназначала ему. Евгения, графиня Монтихо, герцогиня де Теба - таково имя будущей императрицы французов. Родители матери Евгении переселились в Париж еще при Наполеоне I и сделались его приверженцами. Здесь Мария, так звали мать, будучи ребёнком, играла в Тюильрийском саду с другими детьми и случайно познакомилась с маленьким Луи Наполеоном, сыном любимой падчерицы (дочери Жозефины от первого брака) и в то же время невестки Наполеона - королевы Гортензии. Дети сильно подружились, и однажды маленький Луи принёс своей подруге в подарок букет фиалок с надетым на него золотым колечком. Когда Мария пришла домой, мать, увидев это кольцо, внутри которого было написано "Жозефина", велела тотчас же его отнести обратно и отдать няне мальчика. Но на другой день мальчик в сад не пришел и затем совсем исчез, так что кольцо это, волей-неволей, у Марии так и осталось. Как оказалось впоследствии, это было венчальное кольцо императрицы Жозефины, которое Луи Наполеон, играя с дядей (Наполеоном I), снял с его пальца и куда-то запрятал. Тогда искали его всюду, перерыли весь дворец, но так и не могли найти. Наполеон был очень огорчен и уехал на войну с Австрией без него. Это было дурным предзнаменованием для Жозефины, которое вскоре и оправдалось, так как именно эта война окончилась вступлением в брак Наполеона с дочерью австрийского императора Марией-Луизой.
Маленькая Мария очень любила это кольцо, хранила его среди самых дорогих своих вещиц, но не имела понятия ни о том, кто его подарил, ни о его истинной ценности. Достигнув 16 лет, она вышла замуж за герцога Пенерандо и 5 мая 1826 года родила дочь Евгению. Когда девочка подросла, Мария подарила ей своё заветное колечко, на котором велела рядом с именем Жозефины выгравировать дату рождения дочери - 5 мая.
Маленькая Евгения часто бывала в Лондоне у родственников своей матери, здесь она и познакомилась с принцем Наполеоном, который был в Лондоне в качестве члена политического общества карбонариев. Живая, прелестная девочка ему очень понравилась. Они стали играть. Евгения принесла свои игрушки и ценности, среди которых было и знаменитое кольцо. Луи сразу узнал его и обрадовался, с тех пор он считал себя связанным какой-то таинственной цепью с маленькой Евгенией. Мать Евгении, между тем, составила свой план действий. Она сказала дочери, что видит в кольце высшее предопределение и всячески старалась, чтобы дочь вышла замуж за Луи Наполеона. Для осуществления своего плана, Мария с дочерью переселилась в Париж, где старались чаще видеться с принцем. Когда в 1851 году всё было готово к государственному перевороту, Евгения появилась на даваемом в ратуше балу одетая совершенно как Жозефина - с фиалками в волосах и букетом фиалок на груди. Судьба её была решена - Наполеон был побеждён, и 29 января 1853 года Евгения стала императрицей.
Winterhalter, Franz Xaver Императрица Евгения в окружении своих фрейлин, 1855.
С тех пор фиалка стала её любимым цветком, а вместе с тем, и цветком всего модного света. Правда, это были не скромные фиалки Жозефины, а облагороженный их вид - пармский - с более темной окраской и более сильным запахом. Все годы правления Наполеона III с супругой, эти скромные цветы были частыми гостями на самых роскошных приёмах и балах, да и просто выездах придворных. Так, на картине изображена Евгения в окружении фрейлин на пикнике. Платье императрицы нежно-лилового цвета украшено цветущими фиалками.
Но снова, спустя 20 лет, крошечные цветы стали символом печали - фиалками был буквально завален зал, где приверженцев Наполеоновской династии прощались со своим императором. А в Ницце до сих пор в день именин императрицы Евгении в церкви, где она осталась навсегда, весь собор украшается фиалками, присылаемыми почитателями Наполеона со всех концов Франции. Это – знак того, что верные приверженцы Наполеона помнят о нём и об их счастливом союзе с Евгенией, в котором фиалки сыграли свою роль. Кроме того, у входа в церковь сидят многочисленные продавщицы фиалок, и ни один из идущих в церковь не входит туда без букетика.
А императрица Елизавета Баварская, супруга императора Франца Иосифа I, до сих пор почитаемая и любимая в Австрии и на родине, в Баварии и нежно называемая Сисси, имела более практичный подход к лесным цветам, называя засахаренные лепестки фиалок лучшим лакомством. До сих пор в Вене, помимо знаменитого шоколада, можно купить коробочку этих сладостей.
Фиалки по-прежнему остаются любимы артистами, художниками, поэтами и ювелирами, так давайте насладимся словами, что они нашептали тем, кто изливает свой талант при помощи пера и бумаги:
* * *
Пенял фиалке я: «Не ты ли с уст
Любимого украла ароматы?
И пурпур лепестков, что слишком густ,
Ужели не из жил его взяла ты?»
Руки твоей у лилий белизна,
А цвет волос — в бутонах майорана;
Воровка роза от стыда красна,
Бела другая — в страхе от обмана,
А третья — не красна и не бела,
Взяла себе твое дыханье лета;
Такие наказуемы дела —
И ест ее теперь червяк за это.
Прекрасными цветами полон сад,
Но крадены их цвет и аромат.
Уильям Шекспир, Сонет 99.
* * *
...И я долго стоял, не смея вздохнуть
И слушал, словно в раю,
Плеск ручья, спешащего в дальний путь -
Через луг твой - в рощу твою.
Через луг, где следы твоих легких ног
Так свежи в траве луговой,
Что цепочку их мартовский ветерок
Обратил в фиалки весной, -
Через луг счастливый наискосок
До опушки нашей лесной.
Альфред Теннисон, из поэмы "Мод"
А закончить рассказ мне хочется вновь картинками - произведениями художников и ювелиров, вдохновлённых фиалками.
Camilla Gobl-Wahl, Натюрморт с фиалками.
Брошь букет фиалок. Аметисты, позолота 18К, бриллианты, ажурная эмаль.
Ваза и кувшин с фиалками: художественное стекло, роспись, позолота. Начало ХХ века.
Михайлов Г. К., Девушка с букетиком фиалок, 1853.
Василий Зуев, миниатюрный портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1907.
Винтажные открытки: С Новым годом и С днём Святого Валентина, 1900-е.
Рене Лалик, Подвеска с фиалками, 1900е.
Рене Лалик, две подвески с фиалками, 1900е.
Мари Хеннеберг, Портрет Сары Бернар, 1901.
Michele della Valle, ожерелье "Фиалки", аметисты, бриллианты, изумруды.
Винтажная коробка из-под конфет, СССР.
Дита фон Тиз
Так скромный лесной цветочек влиял на судьбы людей, семей и целых государств. А мы сейчас можем просто украсить любой свой наряд живым или искусно созданным букетиком фиалок и радоваться - весне, солнцу и скорому приходу лета. Несколько украшений с изображением фиалок вы можете найти и в моём Сундучке по тэгу фиалки из Сундучка:
До новых встреч и хороших всем выходных!
С наилучшими пожеланиями, Анастасия.