Деревня Никола Рог
(погост Никола Рог, современное название Никола Рожок). Одно из самых красивых, исторических мест на Селигере (13). Мимо Никола Рожка проходил знаменитый Селигерский путь, связывающий Новгород со Смоленским, Полоцким, Тверским и Владимиро-Суздальским княжествами. По этому пути ходили приглашать на княжение в Новгород сына Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Татары, во главе с Субудаем и Батыем, шли этим путём на Новгород в 1238 году и, не дойдя до него, то ли потому, что испугались лесов и бескормицы, то ли потому, что попали в засады у Игнач-креста и Залучья, повернули назад. И всё это мимо Никола Рожка. В ХІ-ХІI и начале XIII вв. на месте Никола Рожка было городище, имевшее с юго-востока и юга ров и дугообразный земляной вал. Раскопки городища показали, что на расстоянии 1-1,5 м от склона находились остатки деревянной стены - частокола из вертикальных столбов. В северо-западном углу городища отрыты остатки двух жилых построек наземных срубных домов. В них были печи, сложенные из крупных камней. В домах были найдены наконечники стрел, копьё, ножи, ключи, браслеты, перстни сердоликовые, бусы стеклянные и янтарные, подвеска и кресала. Некоторые ювелирные изделия имеют формы, распространённые только в районе оз. Селигер. Это браслеты из перекрученной пластины, медные перстни, пластинчатые браслеты из бронзы с геометрическими орнаментами, украшения поясов, золотостеклянные, сердоликовые и другие бусы. Найдено было много предметов из Скандинавии и Прибалтики, изделия из янтаря, перстни и подвеска ярко-красного цвета своеобразной формы. Одна из найденных печей имела круглую форму и служила, видимо, для меднолитейного производства, т.к. около неё были найдены тигли, льячки, а также куски железных шлаков и крица. Печь стояла отдельно под навесом. Кроме того, было найдено огромное количество обломков глиняных сосудов гончарного производства. В XIV столетии слободка Рожок стояла близ нынешнего погоста с деревянной церковью св. Николая Чудотворца и с 1421 года принадлежала одному из сыновей Дмитрия Донского Константину вместе с Ржевом и Ржевским уездом, в составе которого, в Кличенской волости, находилась тогда Никола Рожковская слободка.
Константин Дмитриевич стал монахом Московского Симонова монастыря и закончил там жизнь в 1434 году под именем Кассиана. Старший брат его Василий Дмитриевич (Василий I) подарил слободку Симонову монастырю. В 1460 году Василий II (Темный), сын Василия I и его жены Софьи Виктовтовны, освободил Рожок от дани в великокняжескую казну сроком на 10 лет, подчинив его по гражданским делам архимандриту Симонова монастыря, а по уголовным делам — своему великокняжескому суду. Поверенные Симонова монастыря могли ездить на Кличну торговать и покупать беспошлинно. Граница отданной Симонову монастырю земли проходила «по землям тем от Сыроменца прямо к Великчу (современный залив Величко близ погоста Ботово), а в другую сторону до границы Деревской Пятины Новгородского рубежа». В кормовой книге Симонова монастыря сделана запись: дал «во Ржевском уезде слободку Рожок с деревнями и с озеры и со всеми угодьи, а в ней церковь во имя Николая Чудотворца древень клетцки... да со своих государевых волостей дал в монастырь оброку рыбы со вселуцкие волости в год по 400 костоголовых рыб (рыб с крепкими костями в голове, крупных), да с Кличенской волости по 400 костоголов на всяк год по своей душе и своём брате князе Константине Дмитриевиче, иноке Кассиане».
Власти Симонова монастыря устроили в Рожке мужской монастырь - Николаевский Рожковский. В то время в пределах Ржевского уезда не было ни одного мужского монастыря. Города Осташкова ещё не было, было только небольшое поселение на острове Кличну. Соседними волостями были Вселуцкая Ржевского уезда и Деревская Пятина Новгородчины, в состав которой впоследствии вошла Нилова Пустынь. Монастырь в Рожке имел для края огромное просветительное значение. В Симоновом монастыре в XVI веке жил Вассиан Патрикеев - князь, писатель, осуждавший церковное землевладение и тяжёлое положение крестьян. Там же жил и Максим Грек (Михаил Триволис) - публицист, писатель, переводчик, филолог. В XVI веке на Рожке жил духовный отец Нила Столобного - игумен Сергий, настоятель Никола Рожковского монастыря. После смерти Нила инок Рожковского монастыря иеромонах Герман стал основателем монастырской обители на Столобном острове при мощах преподобного Нила и первым её настоятелем. Он же в 1587 году взял в обитель 12-летнего Нектария (Теляшина), который впоследствии послал благословение в виде иконы Знамения Божией Матери 1638 года письма своему брату. На обороте иконы было написано: «Благословение от архиепископа Нектария Сибирского и Тобольского игумену Сергию (Теляшину) на Рожок в Осташков». Духовную память первого строителя Пустыни Германа церковь отмечает с 19 февраля 1614 года. По записям Германа Филафет Пирогов написал апокрифичную историю жизни Нила Столобного.
При Иване Грозном Кличенская волость с Рожковской вотчиной считалась в опричнине. Царь грамотой от 1567 года дал крестьянам Рожковской вотчины свободу от царских податей «кроме яма (подушный налог на извоз) и посошные службы (дорожная повинность, наряд для исправления дорог) и городового дела (стройка и рытьё)». Грамота эта подтверждена затем подписями царя Фёдора Ивановича и Бориса Фёдоровича Годунова.
В 1764 году крестьяне были взяты от монастырей с землями и окончательно поступили в ведение коллегии экономии. Монастырям взамен крестьян было положено на содержание денежное жалование. Рожковская церковь вышла из-под ведения Симонова монастыря и поступила в ведомство Тверской епархии. Но Рожковский приход того времени был мал, поэтому приходские и помещики стали объединяться. В 1765 году к Рожковскому приходу присоединилось сельцо Непри в 2 двора, деревня Бобылыцина в 20 дворов и Антоновщина в 10 дворов (раньше они были в составе прихода Берёзовый Рядок).
В различных источниках при Рожковской церкви упоминаются следующие священники: Макарий Кириллов Александров (1705 г.) сын бывшего дьячка Кирилла, Георгий Тимофеев (1746 г.), сын его Сергей (1765 г.) и внук Диомид Сергеевич (1789 г.) - все трое по фамилии Тупицины.
В 1757 - 1765 гг. была построена в погосте Никола Рог пятиглавая каменная церковь во имя Успения Богородицы с приделом во имя св. Николая Чудотворца (вместо сгоревшей деревянной церкви св. Николая) и с каменной колокольней. Освящена в 1766 году. Рядом были построены деревянные дома священнослужителей - священника, пономаря и дьячка. По всей вероятности средства на строительство были даны уроженцем Осташкова обердиректором и коллежским асессором Саввой Яковлевичем Яковлевым. Дата изготовления основного иконостаса неизвестна. В 1839 году иконостас был разобран для обновления ликов. Иконостас в приделе св. Николая был устроен в 1779 - 1780 гг. В 1845 году он был вновь вызолочен. Ограда вокруг погоста построена в 1790-х годах. В 1861 году на деньги прихожан при церкви был устроен левый придел Нила Столобенского. Иконы для иконостаса придела Нила были писаны Осташковским художником Иваном Ивановичем Митиным.
В 1851 году стены главного храма были украшены на средства прихожан фресковою живописью Ржевским художником Петром Трифоновичем Зуевым. В 1872 году был возобновлён иконостас. Позолоту делал замечательный осташ Иван Нечкин - музыкант, скрипач, пожарник и основатель банка помощи пожарным, лучший позолотчик Осташкова, дед известного современного историка и писателя Нечкиной М.В. Иконы для иконостаса писал Пётр Щетинин. В 1881 году хозяйственным способом на средства прихожан с прибавлением церковных сумм был укреплён берег Рожковского мыса. Укрепление обошлось в 800 рублей. На каменную стену пошло булыжного камня 26 куб. сажен. На засыпку пространства между берегом и стенкой пошло 70 куб. сажен земли, а на уравнивание откоса употреблено земли более 25 куб. сажен. Вся эта земля была взята за северной стеной церковной ограды из возвышавшейся там высокой круглой горы - рога. В Рожковской церкви хранились следующие иконы: Смоленской Божьей Матери (Тобольская) 1638 года размером 6 вершков длиной и 6 вершков шириной, икона Николая Чудотворца, перенесённая из деревянной церкви, а также Напрестольное евангелие 1735 года. Постепенно Рожковский приход увеличивался год от года; так, с 1764 года по 1887 год увеличился с 302 душ до 1252-х. Любопытный наказ был дан в 1764 году старосте Рожковской слободки управителем монастырских крестьян Ржевского уезда Карлом фон Фитингофом: «Церкви Божьи, чтоб стояли без повреждения и ветхости, доходы поступали только выборному церковному старосте; дряхлые и увечные, чтобы были обеспечены родственниками питанием и одеждой, а у кого их (родственников) нет, чтобы сделали избы и миром кормили,... не допускали по миру ходить» и ещё, чтоб «от пожара береглись». В 1849 году в Рожке родился будущий городской голова Дмитрий Алексеевич Лебедев. Став в 1898 году головой города Осташкова, он добился строительства железной дороги Бологое - Осташков (Седлецкая ж. д.). Под его руководством была сделана новая гавань, была расчищена река Селижаровка, разведены ценные породы рыб, построены училища и новый бульвар, постоянно получали поддержку театр и библиотека(13).
3-его марта 1870 года в Рожке на средства земства при церкви погоста открыто приходское училище. В 1877 году на средства прихожан был построен новый каменный дом с мезонином. В доме было пять комнат: две для церковного сторожа, одна с небольшой передней для школы и две вверху, в мезонине, для учителей. В школе преподавал священник погоста Порфирий Ардалионович Грешищев. Две его дочери Мария и Евгения, выйдя замуж за Ивана Ивановича Сперанского и Михаила Архангельского соответственно, дали многочисленное погомство, которое до войны стало проживать в домах на южном склоне Рожковского погоста. Эти дома сгорели осенью 1941 года с «лёгкой» руки отрядов С.Тарелкиной. По рассказам Александры Михайловны Архангельской (в замужестве Соколовой), с которой мы имели большое счастье водить знакомство, немцы так и не заняли Рожок. Видели они только конный, вероятно, передовой разведотряд, проскакавший опушкой леса в момент, когда они закапывали свои пожитки, которые успели вытащить из горящих домов.
После войны, уже на новых местах, дальше от берега, Александра Михайловна с мужем Владимиром Ивановичем Соколовым построили новый дом. Супруги многие годы учительствовали в местной начальной школе. Вокруг их дома стали строиться дома их родственников. Так постепенно выросла небольшая, уютная деревенька людей, объединённых родственными узами. Я уже рассказывал о том, что после 1937 года озеро Селигер стало, можно сказать, знаменитым среди актёров, писателей, художников и учёных Ленинграда и Москвы. В Заречье строила дачу Наталия Васильевна Крандиевская-Толстая (8), Валентина Михайловна Ходасевич - главный художник театра им. С.М.Кирова, её муж Андрей Романович Дидерикс и художник Басов В.С. приобрели большой дом в Дубове.
Академик Николай Николаевич Качалов и артисты МХАТ добились выделения большого участка земли в месте, где сейчас расположены дачные домики Рожковской электроподстанции. Так постепенно здесь возник дачный посёлок (место получило название Булонский лес). Дачи построили артист Бабочкин Б.А., режиссёр Вивьен Л.С., художник Босулаев А.Ф., скрипач Шпильберг И.А., врач-ортопед Новотельнов С.А., и, конечно, Н.Н.Качалов с женой актрисой Александринки (театра им. А.С.Пушкина) Елизаветой Ивановной Тиме (15). Жили дружно и весело, ходя за грибами и в походы на байдарках, вечерами собираясь на волейбольной площадке или у костра.
Страшная война уничтожила все дачи, и уже никто после войны не вернулся на Селигер, чтобы восстановить утраченное, за исключением Павла Ивановича Лопатина и молодых архитекторов Алексея и Татьяны Кипарисовых, которые ещё детьми до войны приезжали на лето в Рожок со своими родителями. Кипарисовы построили новый дом в 1959 году своими руками. Для Дмитрия Алексеевича Толстого, младшего сына Алексея Николаевича, всегда мечтавшего вернуться в места своего счастливого детства и юности, в места, где он встретил свою любовь - Танечку Пустовалову, которая была его верной подругой и женой почти полвека, возвращение в Рожок ограничилось выделением земельного участка для строительства дома. Павел Иванович Лопатин, в отличие от Д.А. Толстого, реализовал свою мечту, построив дом рядом с западным выходом из Рожковского кладбища. К сожалению, судьба не позволила Павлу Ивановичу пожить в новом доме больше двух лет, в 1962 году он скончался. По его завещанию он был похоронен в северо-западном углу Рожковского погоста. Его супруга Варвара Сергеевна Лопатина (для нас баба Вася) жила в этом доме до 1979 года. Её прах покоится рядом с мужем. Их сын Юрий Павлович Лопатин, для которого Рожок всегда был второй родиной, продал родительский дом. В 2004 году дом сгорел, видимо, не захотев жить с новым хозяином. Сын Юрия Павловича Олег стал постоянным жителем Рожка, построив новый дом в середине современного посёлка, где почти каждый дом огорожен ярким сплошным забором.
Погост Никола Рожок и территория прилегающая к нему является памятником археологии. Городище Никола Рожок XI - XII вв. находится на государственной охране и особо нуждается в пристальном внимании со стороны местной власти и, конечно, местных жителей. Охранное обязательство на этот памятник археологии, выданное Приходскому совету Успенской церкви, этим советом не выполняется должным образом: осуществляется строительство хозяйственных построек на берегу озера и у погоста, отсутствуют ограничения в движении транспортных средств на этой территории, не обустраиваются пешеходные дорожки, не осуществляется регулярная уборка мусора, т.е. не производятся первоочередные мероприятия, которые должны быть проведены перед открытием церкви для исполнения церковных служб. В 2007 году администрацией Ботовского сельского поселения был получен перечень объектов культурного наследия. Наконец-то и архитектурный ансамбль Никола Рожка (церковь Успения с фрагментами живописи, колокольня надвратная и ограда с башнями) включён в раздел объектов федерального значения, охраняемого государством! Все, кто приближается к этой жемчужине Селигера и России, и, тем более, живёт и трудится рядом, должны помнить о благоговейном отношении к ней и стараться не наносить даже маломальского ущерба этому месту.
Комментарии