Естественный отбор сформировал у высших животных популяциоцентрический инстинкт, благодаря которому столкновения между сородичами не грозят выживанию вида. Многочисленными наблюдениями и исследованиями выявлено особенно существенное обстоятельство: сила инстинктивного торможения агрессии пропорциональна мощи естественного оружия, которым наделен тот или иной биологический вид. Эта зависимость названа правилом этологического баланса.
Русская поговорка, имеющая аналоги во многих языках мира, гласит: ворон ворону глаз не выклюет - и данные научной этологии подтверждают народное наблюдение. Ворон умерщвляет жертву мощным ударом клюва в глаз, но в драках между собой такой прием обычно не применяется. Один биолог иллюстрировал это даже собственными играми с выращенной и прирученной им птицей. Когда он руками подносил клюв ворона к своему глазу, тот резко вырывался, поскольку его инстинкт не позволяет держать смертоносное оружие нацеленным в глаз другу.
В специальной литературе приводится много подобных примеров.
Скажем, олень ударом заднего копыта травмирует преследующего льва. Но в турнирных боях между оленями удары копытом исключены, вместо этого самцы толкают друг друга рогами, демонстрируя превосходство в силе. Волк, признав свое поражение, подставляет противнику беззащитную шею. Гориллы, обладающие большой физической силой, и вовсе ограничиваются «игрой в гляделки». Более могучий самец подавляет противника свирепым взглядом, и тот, во избежание опасного развития конфликта, отводит глаза.
Зато со всей яростью, «без лишних сантиментов» сражаются между собой мыши.
Голубь, символ мира, способен медленно и страшно добивать слабого противника.
У мыши или голубя нет оружия, позволяющего легко нанести смертельную травму, а потому для сохранения вида им не нужно сочувствие и инстинктивное торможение агрессии. Если бы в процессе эволюции образовалась химерическая популяция птиц, сочетающих ястребиный клюв с голубиной психологией, ее длительное существование было бы невозможным из-за слишком высокой доли смертоносных конфликтов.
Естественный отбор предполагает сохранение жизнеспособных популяций и отбраковку популяций с нарушенным балансом агрессии-торможения. Однако, более полутора миллионов лет назад в экосистеме образовался странный биологический вид, сочетавший инстинктивную базу почти безоружного животного (обделенного естественным вооружением и не унаследовавшего поэтому прочных инстинктивных тормозов внутривидовой агрессии) с беспрецедентными возможностями взаимного убийства. Это было нечто вроде тех самых гипотетических «голубей с ястребиными клювами». По законам естественного отбора, такие существа не имели никаких шансов выжить.
Тем не менее, по иронии судьбы, именно они стали нашими далекими предками...
(по материалам книги: Назаретян Акоп Погосович. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки по эволюционно- исторической психологии).