Перед Новым годом одна прекрасная покупательница сделала мне комплимент, сказав, что мои куколки напоминают ей открытки художницы Елизаветы Бем. Ранее я никода не слышала этого имени. Поблагодарив, я полезла изучать имя в интернет, и вот что нашла:
![]() |
Худ. Елизавета Меркурьевна Бём |
Более ста лет пользуются огромной популярностью открытки, изданные по рисункам Елизаветы Меркурьевны Бём (1843-1914). Она была одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. В Рисовальной школе Общества поощрения художеств ее учителями были И.Н.Крамской, П.П.Чистяков, А.Е.Бейдеман, Л.Примацци. Е.М.Бём стала виртуозом силуэта и акварели, но содержание в обоих техниках было одно - дети. Детей, изображенных в русском стиле, фразы, сопровождающие эти изображения, пытаясь подражать Бём, рисовали очень многие, но издателям в лучшем случае удавалось продать тиражи нескольких десятков открыток последователей замечательного мастера, в то же время как разных тиражей открыток с рисунками Бём было выпущено более четырехсот, и некоторые выдержали десятки переизданий. По очень не точным (явно заниженным) подсчетам, только до 1917 года было издано около десяти миллионов почтовых карточек с ее сюжетами. Причина такой невиданной популярности простая - Елизавета Меркурьевна рисовала детей с огромной любовью, и эта вложенная автором любовь к изображаемому рождает тепло в нашей душе.
И вот среди этого огромного многообразия открыток Е.М.Бём есть издание, которое может быть отнесено к разряду открыточных шедевров. Это "Азбука".
"Особенно важной и желанной в жизни художницы стала "Азбука", состоящая из тридцати акварелей, иллюстрирующих русский алфавит", - пишет биограф Е.М.Бём София Чапкина-Руга. Эти акварели в 1911 году заказал для роскошного издания Иван Лапин, русский издатель, работавший в Париже в начале двадцатого века. "Разнообразные и необычайно красивые, рукописные буквы из "Буквицы" времен царя Алексея Михайловича послужили поводом к составлению настоящей "Азбуки". Это дало мысль применить и подобрать рисунки на каждую из букв, придерживаясь по возможности, духа того времени или сказочного или народного", - видимо, это слова самой Елизаветы Меркурьевны, они воспроизводятся на обложке лапинского издания.
В начале Первой мировой войны, на 71-м году своей жизни, уже овдовевшая, проводившая на фронт внуков, Елизавета Меркурьевна писала: "Я все еще не оставляю своих занятий, несмотря на слабость зрения и боль в изработанных руках...тружусь не в силу необходимости, а очень любя свое дело... Благодарю Бога за наслаждение, дарованное мне через призвание. А сколько замечательных людей оно мне доставило, сколько подарило дорогих, дружеских отношений..."
В том же 1914 году художница тихо и незаметно ушла из жизни. Но еще долго тысячи ее почтовых открыток с милыми лицами маленьких персонажей продолжали странствовать по России.
Я могу часами рассматривать ее совершенно потрясающие работы,представленные на открытках и уже купленные мною , благо репринтное издание можно приобрести в любом книжном интеренет-магазине. Пятилетний сыночек Иван тоже в восторге.
От каждой работы веет любимой стариной, той, которая почти безвозвратно утеряна,но которой возможно еще насладиться... Глядя на эти открытки, погружаешься в мир детства, в мир искренности и чистоты, добра и душеного покоя.
Используемые ссылки: