Всем доброго времени суток, дорогие творческие и неравнодушные к творчеству, люди. Желание творить — неотъемлемая часть состояний, через которые хотя бы раз в жизни, но на деле — постоянно, проходит человек. Проявляться это может по-разному: кто-то строит дом, кто-то строит себя, кто-то строит других... И везде, куда ни глянь, можно условно поставить знак равенства с процессом творения. Ведь ежедневно, ежечасно и ежесекундно мы только и занимаемся тем, что творим свою жизнь. И хотя в этой теме речь больше пойдет о творческом энтузиазме мастеров-хэндмэйдеров, думаю, она может оказаться полезной не только нам, не мыслящим себя без рукоделия во всем многообразии его проявлений.
Итак, что делать, когда…
А) не наблюдаешь признания своего творческого потенциала;
Б) нет материальной отдачи от творческой работы;
В) нет настроения что-то творить, в том числе по причинам «а» и «б»;
Г) на творчество нет вдохновения, времени и сил.
Вопрос, в общем, риторический только отчасти. И чтобы не стоять на месте, хорошо бы все-таки отыскать ответ — какой-нибудь общий, и несколько индивидуальных, из тех, что только для себя. Есть, правда, один универсальный и проверенный многими мастерами: ДЕЛАТЬ! Просто продолжать творить, совершенствоваться, и в первую очередь, не для кого-то другого, но для себя. Побыть немножечко (или множечко, кому как понравится) эгоистами, и продолжать искать себя, выражать свое видение мира и просто делать его лучше с помощью того же творчества, ориентируясь на свои глубинные порывы. А если вдруг… если вдруг вы попробовали и у вас получилось с удовольствием «НЕ делать», то действительно, лучше перепрофилироваться и уделять побольше себя на занятие чем-нибудь другим.
Ключевой момент здесь (в обоих случаях): все к лучшему!
Теперь же более детально по пунктам. Хочу сразу заметить, что автор (то есть я) не претендует на истину в последней (и никакой другой!) инстанции, просто говорит как есть относительно реальных примеров и своей точки зрения применительно к данной проблематике, время от времени перерастающей в масштабы животрепещущей темы.
Итак, признание. В 90% случаев (а то и больше) видимое отсутствие признания вовсе не означает его полное отсутствие, и уж тем более не значит, что творческие продукты конкретного мастера бесполезны или не несут ценности. В большинстве случаев отсутствие видимого признания означает только одно: недостаточная осведомленность «мира» об этих самых творческих продуктах. Следовательно, надо сделать что? Показать себя. Как именно — это уже отдельный большой разговор.
Материальная отдача. Тут тоже многое зависит от степени осведомленности потенциальной целевой аудитории о том, что есть, вот уже создан и ждет, такой замечательный «продукт», о котором они (кто-то из них уж точно) наверняка давно мечтают. Однако это не все. Вполне возможно, что стоит провести системный анализ как в области ценообразования (причем, необязательно в меньшую сторону — вспомним пример с небезызвестными Timberland), так и на предмет совершенствования и, может быть, разнообразия техники исполнения.
Настроение. В моей мастерской мы строго убеждены, что настроением можно управлять и настроение, при отсутствии оного (или желаемой его кондиции), нужно создавать. Как это сделать? Расскажу, как делаем мы.
Для начала — включаем воображение и… направляем его в какое угодно русло: шутки, мечты, рассуждения и размышления о добром, вечном, интересном, ценном и не очень, зарисовки будущих проектов и вообще куда душе (или что там у кого есть) любо.
Следующий момент: свежий воздух. Даже если в воображении повезло очень достоверно ощутить себя где-нибудь в горах или поблизости к океану, не лишним будет если не прогуляться, то хотя бы открыть окно и постоять у него немного. Идеально, если при этом идет дождь. Или снег. Или дует ветер. Горячий, холодный, теплый, влажный, любой. Или светит солнце. Или ночь. Или утро, день, вечер. Ну, вы поняли. В случае отсутствия настроения постоять у открытого окна для нас само по себе идеально.
Дальше идут такие катализаторы настроения, как общение, музыка, фильмы, мультфильмы, книги, и прочие действия, способные привести сознание в необходимую степень тонуса.
И, конечно же, любимые «мантры»: все хорошо и все к лучшему.
Как правило, все это в комплексе, а чаще, уже на стадии работы с воображением, прекрасно возвращает потерявшееся настроение.
Вдохновение. Тут, пожалуй, сложнее всего. И проще одновременно. Кто-то говорит, что надо вырабатывать в себе привычку к нему. Кто-то говорит о привычке обходиться без него вовсе. Все очень субъективно и относительно. Мое мнение — вдохновение нужно. Более того, оно обязательно. Причем во всем, а не только в процессе некой конкретной творческой деятельности. Как его приманить? Культивировать? И приручать? Об этом, вероятно, тоже в другой статье. Но одно хочется сказать уже здесь: вдохновение, время, а потом и силы, появляются только на то, чем искренне хочешь заниматься. Обоснование этой мотивации может быть разное, доходя до банального, но отнюдь не менее важного: получение дохода, и все-таки, лучше подбирать занятия не только по степени прибыльности. А по предрасположенности. Делать то, что любишь. Возможно, просто так. Может быть, ориентируясь на перспективу. Кстати о них. Если перспективы туманны, и даже в воображении не рисуются достаточно привлекательно, чтобы заинтересовать и зажечь вдохновение, то, может, реально стоит поискать для себя что-то более вдохновляющее?
И тут мы плавно подходим ко второму главному вопросу статьи: ЗАЧЕМ?
Для меня ответ очевиден: некоторые вещи я просто не могу не делать. Не хочу и не могу, потому что давно уже являюсь своего рода посредником или проводником для «продуктов» своей деятельности. И творцом одновременно. И это настолько здорово, что даже когда энтузиазм угасает, настроение уходит погулять, а сил, кажется, нет, все это воспринимается лишь как передышка и смена декораций, частенько вызванная побочными факторами, но никак не самим процессом творения. Поэтому есть просто такое неуловимое «НАДО», диктуемое вовсе не обстоятельствами, а откуда-то изнутри, за пределами телесной оболочки. Если у вас — такое же «жжение» и «зуд» к тому, чем вы занимаетесь, то вы наверняка согласитесь, насколько это прекрасно, не смотря на то, что порой кажется еще и грустно.
Если же энтузиазм к деятельности угас по какой-то причине надолго (случается, в частности, от большой переработки в «штамповочном» формате), попробуйте вместо малорезультативных попыток реанимировать себя, заняться чем-нибудь другим и открыть для себя что-то новое интересное, к чему откроется и первое, и второе дыхание. Бывает просто полезно. А случается, понимаешь, что снова хочешь заниматься тем-то и тем-то, просто, с изменившимся восприятием и новым подходом.
На этом, кажется, все. И, надеюсь, написанные здесь «буквы» послужат на благо общего творчества :)
***
А как справляетесь с кризисом вы?