Фотография начала свою историю с заимствования идей и жанров классического художественного искусства. Не является исключением и натюрморт, который не так значительно представлен в истории фотоискусства, несмотря на то, что начинает ее.
Стоит отметить, что этот жанр был довольно популярен: он имел строгие правила и каноны, но в то же время позволял фотографу проявлять свою творческую мысль. К первым фото-натюрмортам можно отнести работу Нисефора Ньепса.
Нисефор Ньепс
Его натюрморт состоял из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Продолжили эту традицию Ипполит Байяр, Жак-Луи Дагер, Генри Фокс Толбот и другие. Композиции своих натюрмортов они создавали посредством гипсовых слепков, небольших скульптурок, картин и фрагментов античных фризов, а также раковин и ископаемых.
Особую популярность натюрморт получил в сфере рекламной фотографии. Ярким представителем этого жанра является Ирвин Пен. Его стараниями в 1944 году фотографический натюрморт стал обложкой модного журнала.
Ирвин Пен Натюрморт
Несведующим умом можно предположить, что натюрморт-фотография это жалкая пародия на художественное искусство, что фотограф тратит меньше творческих и ментальных сил на свое still life творение, нежели художник. Однако это далеко не так...
Техника фотографии в стиле натюрморта столь же сложна и требует от фотографа полной отдачи своих профессиональных, творческих, физических и креативных свойств. Как говорил Ли Фрост (британский фотограф): "...несмотря на значительный прогресс в технике, фотография по-прежнему остается творческим процессом, который в большей степени зависит от мастерства и пытливости фотографа. Вы можете приобрести самое дорогое, самое современное оборудование, но без наличия знаний, опыта и вдохновения ваши усилия, вероятнее всего, пойдут насмарку". И это действительно так!
Ли Фрост Натюрморт
С чего же начинается работа фотографа в этом стиле? Да с подбора предметов. Но предметов не простых, а таких, которые будут гармонировать друг с другом, которые станут "отличной моделью" (как бы странно это не звучало), на фотографии предметы должны "заиграть", рассказать свою историю, приоткрыть занавес над своим естеством. Ассистирует предметам освещение, которое должно быть выставлено так, чтобы на фотографии предметы получились чертовски привлекательными.
Миккель Мортенсен
В фокусе не должно быть лишних предметов, вещей которые загромождают кадр и никаким образом не помогают раскрыть идею. Построение композиции фотограф должен начинать с определения места центральных предметов, а затем дополнять их по мере необходимости дополнительными. Такая схема позволит грамотно распределить пространоство в кадре. Ли Фрост назидает не страшиться "пустых" мест. Композиция должна быть максимально естественна!
Maja Hrnjak Молоко
Немаловажную роль в создании настроения фотокартины играет фон. В данном случае Вы можете поддастся экспериментаторскому духу и пуститься во все тяжкие! Хотите подчеркнуть яркость предметов и из многогранность используйте пластик, Вам важна фактурность - применяйте жесткие и неровные ткани, выбранный Вами предмет прекрасен в своем естестве - тогда к Вашим услугам черный и белый фон. Я уверена, что это далеко не полный список!
Kathryn Thompson Преломление в моно
Особое внимание стоит уделить освещению. Два золотых правила фото в стиле натюрморта: избегать пересветов и через чур черных теней. Свет должен быть мягким и нежно струиться по композиции. Кроме того, при работе с предметами не следует забывать про передачу форм и глубины, центрации композиции и опасности потери деталей.
Ruadh DeLone
Ну и конечно же какой натюрморт без Вашей креативной мысли? Творите и получайте от этого удовольствие. Лично меня наполняют несравнимые чувства при работе с натюрмортами, я убеждена, что вещи не статичны, они несут определенный смысл, настроение, историю, познать которую возможно путем художественного творяества или же искусства фотографии.
Продолжение следует...