Икона «Устюжское Благовещение» — одна из самых древних из сохранившихся русских икон. Она интересна не только своим возрастом, но и тем, как показан на ней сам праздник.
Благовещение — событие чрезвычайной важности для человечества: лишившегося по вине Евы рая, благодаря Марии оно смогло вернуться обратно:
«Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: «Иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному». Григорий Богослов.
Евангелия дают скудные сведения о Матери Христа; большинство фактов о Ее жизни происходят из апокрифов. Прошло 5 веков, прежде чем Марию стали почитать именно Богородицею. В 431 г. III Вселенский собор в Эфесе утвердил догмат о Боговоплощении: земная дева родила Бога и человека. Это нашло отражение и в гимнологии, и в искусстве. Уже в то время христианские мыслители пришли к пониманию того, что изображение не копирует изображенного буквально, а всего лишь частично отображает: «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» (Иоанн Дамаскин). Отцы VII Вселенского собора (8 в.) сошлись на мнении, что икона напоминает молящимся о первообразе и помогает сосредоточиться.
Благовещение стало одним из основных сюжетов для художественного исполнения, потому что именно здесь учение о Боговоплощении можно показать особенно наглядно. Этот сюжет часто располагают на столбах храма или на Царских вратах как символ того, что врата Рая снова открыты для людей. Иконы писались в основном маленькие, предназначенные для праздничного ряда иконостаса. Устюжское Благовещение отличает большой размер — 229х144 см (изначально).
Икона интересна тем, что в ней отсутствует всякая историзация события. Здесь нет ни чертогов, ни земли, ни растений. Только угадывается престол позади Богородицы, и пряжа в Ее руках.
Написана икона была в первой трети XII в. и находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В XVI в. ее перевезли в Москву, где сначала поместили в Благовещенский собор Кремля, затем в Успенский.
Скорее всего, речь шла о другом образе, поскольку никакие исторические документы не подтверждают факт присутствия иконы в Устюге. Однако молва так крепко привязала икону к городу, что за ней осталось название «Устюжская». Память об этом событии была закреплена в церковном календаре, а с оригинальной иконы сняли копию и торжественно привезли в Великий Устюг.
На иконе изображены Богородица и Архангел Гавриил. Мария, будучи человеком, стоит на опоре. Хотя на иконе есть сидение (утраченное), Дева встала, чтобы выслушать слова небесного посланника стоя. Ангел парит в воздухе. Несмотря на ограниченное пространство, Гавриил будто не смеет приблизиться к Той, кому благовествует, и передает Ей святую весть с благоговением. В левой руке он держит жезл (мерило) — символ власти. Правая рука поднята для приветствия. Кажется, что он благословляет Богородицу, однако этот жест с античных времен означал начало речи. Так на некоторых изображениях Иисус Навин обращается к Архангелу Михаилу.
Голову и плечи Марии покрывает мафорий (накидка) вишневого цвета, соединяющий в себе начало и конец спектра — красный и фиолетовый. Это, по мнению отцов Церкви, символизирует Христа, начало и конец всего сущего. Мафорий украшен золотой бахромой, а традиционные звезды отсутствуют.
Мария, опустив левую руку с пряжей, подняла правую в почти благословляющем жесте к Младенцу Иисусу, изображенному у Нее на груди. Это одновременно означает ответ на обращенную речь, согласие и молитву. Голова смиренно склонена. Жесты рук Богородицы и Архангела лаконичны и рифмуются.
Прялка, веретено — очень многозначные символы. Ткачество с момента его появления считалось женским занятием и символизировало женщину. Кроме того, согласно апокрифу, Мария пряла завесу для Иерусалимского храма в момент появления ангела: «И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. <…> И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами».
И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется сыном Всевышнего. И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой». И сказала Мария: «Я — раба Господа, да будет мне по слову твоему». (Протоевангелие Иакова).
Алый цвет нити означает плоть, которую должна была соткать в Своей утробе Пресвятая Дева для Сына Божьего: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).
Христос Эммануил показан на лоне Девы. Это одно из самых ранних изображений догмата о воплощении Христа. Это учение с самого начала вызывало ожесточенные споры, потому что казалось иудеям соблазном, а язычникам — безумием (1 Кор. 1, 23). Младенец одет только в набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Тот факт, что тело обнажено, указывает на человеческую природу Христа. Его правая рука благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью.
В верхней части иконы изображен Ветхий Денми (т.е. днями). Это символическое изображение Христа в виде старца. Он восседает на престоле, держа в левой руке свиток, а правой благословляя Богородицу. Вокруг парят серафимы и херувимы.
Все пространство иконы залито золотым сиянием, растворяющим тьму и придающим событию вечный характер. Событие Благовещения предстает здесь как поворотный момент в истории человечества. Господь избрал Деву для совершения спасения, и Она ответила согласием.