Совсем скоро наступит любимый всеми зимний праздник. Мы тоже докупаем последние подарки и вовсю продумываем новогоднее меню. Но сегодня предлагаем ненадолго отвлечься и познакомиться с еще одним замечательным мастером —
— Ольга, сколько лет Вы увлекаетесь мыловарением? Какой срок прошел между первым мылом из основы и первым мылом с нуля?
— Началось все в марте 2010 года. Я сейчас подняла свои записи тех лет и прямо по числам посмотрела, когда и как это было. Итак, в марте появились на свет мои первые кусочки ароматного мыла — еще не очень красивые, но все приходит с опытом, упорством и знаниями. Делала мыло каждый день! Причем, не просто залила буханочку на шестьсот граммов одним составом и все, получила шесть кусков мыла, ан нет — делала один кусочек (четырехслойный!) с разными слоями — в одном слое молотая цедра апельсина, в другом — куркума, и так далее. Это ж надо эти тридцать граммов расплавить отдельно, все добавить, залить и дождаться пока он застынет, чтобы дальше двигаться, и так с каждым слоем.
Второй кусочек, со свирлами — тут вообще нужно быстро действовать — ловить момент. И формы наклоняла, и фольгу сминала — делала льдинку. В общем, развлекалась по полной!
Но вот рука набита, кусочки уже ровные, красивые, все аккуратно, основные техники освоены — пришло время для мыла «с нуля». Кстати, посмотрела свои записи — первые эмульсии свои я как раз начала делать тоже в 2010 году — еще до нулевого мыла, то есть круг интересов с мыла из основы довольно быстро переключился на другое. Итак, в ноябре 2010 года уже было сварено первое мое мыло «с нуля»!
— Насколько тесно Вы дружили с химией в школьные годы?
— Я училась в физико-математическом лицее. Но, тем не менее, химия у нас была сильная. Не скажу, что я очень ее любила. Поскольку я была очень ответственной ученицей, как и сейчас впрочем, — все знала на зубок. Но это только школьный курс — дальше я пошла изучать математику.
— Сталкивались ли Вы с мнением, что «правильная» косметика — та, которая создается на фабриках людьми со специальным образованием, а в таком домашнем производстве ничего серьезно изобрести невозможно?
— В прямые дебаты не приходилось вступать на эту тему. Но то, что такое мнение существует — однозначно. Все мы разные, у нас разный жизненный опыт. Кто-то «обжегся» на самодельном средстве и теперь пользуется только промышленными. А кто-то наоборот — испортил себе кожу промышленной косметикой и перешел исключительно на ручную работу. Естественно, без базовых знаний о строении кожи и протекающих в ней процессах ничего хорошего не получится сделать. Понятно, что создание даже простейшей эмульсии требует определенных навыков и знаний. Дальше больше. Никто не запрещает самообразовываться. Тут все зависит от человека, от его стремлений, жажды знаний и рвения.
Самое основное, в чем несомненный плюс домашнего производства — это индивидуальный подход. Также, например, используются такие технологии приготовления эмульсий, которых на производстве нет — это просто не выгодно материально, слишком сложный процесс. Плюс, промышленные средства должны выдерживать длительные транспортировки, хранение и перепады температур иногда — отсюда использование очень сильных консервантов, стабилизаторов, загустителей и прочее, чего при ручном производстве можно избежать. Также много продуктов промышленного производства рассчитаны на мгновенный эффект, тем самым создавая иллюзию, что средство работает. Это просто тактильные ощущения, не более того. Я не говорю про все промышленные средства, безусловно. Но в сегменте масс-маркет это обычно так.
— Многих отпугивает от создания мыла с нуля необходимость работы с довольно опасной составляющей — щелочью. А испытывали ли подобный страх Вы?
— Ой, это было, да. Первый раз я облачилась и в плавательные очки, других пока не было, и перчатки были аж по локоть, и какой-то даже огромный фартук. И маска была простая какая-то — потом появилась, конечно, с фильтрами специальная. Рядом разложила везде раствор лимонной кислоты для подстраховки. Я все сделала правильно. И новичкам советую. Лучше перестраховаться. Потом можно уже под себя подстроить всю защиту. Но, однозначно, перчатки и маска должны быть. Остальное, по опыту, опционально.
Начинать работу нужно с теоретической подготовки. Надо понимать, с чем ты будешь работать. Как это вещество ведет себя в разных ситуациях. Как и везде, есть свои нюансы. К ним нужно быть готовым. Вообще, хорошая подготовка к делу — это уже полдела. Если есть огромное желание варить мыло, то подобные сложности в работе не остановят. Если останавливают — значит, пока не надо, вы не готовы к этому. Вообще, считаю, что страх как таковой — это хорошо. Ты просто тщательнее готовишься к процессу. Хуже, когда его нет. Это просто опасно.
— Какие самые необычные ингредиенты Вы использовали?
— Даже не знаю. Для меня они все — норма жизни, так сказать, я в них экзотики не вижу. Возможно, звучит интересно — фильтрат слизи улитки, биопланктон — прекрасные активные компоненты для кожи. Да, есть компоненты, названия который я сейчас уже говорю, как будто знаю их всю жизнь, а вот первые несколько раз они звучали непривычно: дигидрокверцетин и арабиногалактан или супероксиддисмутаза, например.
— Как Вы считаете, кремо- и мыловарение — это все же наука или больше творчество?
— В первую очередь наука, потом уже все остальное. Обязательно. Вот когда речь идет уже о названии крема или мыла — тут нет предела воображению.
Все-таки, если просто, допустим, очень захотеть сделать мыло холодным способом на соке каком-то, надеясь, что будет мегапольза от этого свежевыжатого сока, то вас постигнет разочарование. Это активный щелочной раствор, который «съест» все полезное из сока. Не стоит переводить продукт.
У меня все же аналитический склад ума. Поэтому я сначала понимаю задачу, ставлю цель и иду к ней разными путями — тут творчество и проявляется. То есть основные правила игры не нарушаются. Физиология, взаимодействие компонентов, химические законы — все остается прежним, хотим мы этого или нет. Бывает и наоборот иногда. Что-то вижу или слышу, что меня вдохновляет — и, основываясь на базовых знаниях, уже складывается картинка нового продукта. То есть заход с другой стороны, но все равно во главе угла стоит наука…
— А Ваши дочки уже подключились к этому увлекательному занятию, передаете ли Вы им секреты мастерства?
— Скорее нет, чем да. Когда я еще делала мыло из основы — был интерес, но что-то не пошло дальше интереса. И, надо, сказать, я не учитель вовсе. Сама много понимаю и знаю, а вот донести до других… Нужно систематизировать все свои навыки, умения, опыт, знания, и в пошаговой доступной форме объяснять. Это в идеале. На это нужно очень много времени. Я пока не готова к этому. Абы как делать — не в моем стиле, я все же перфекционист, наверное. Понимая, сколько времени уйдет на стройную систему уроков и занятий, я даже не берусь за это. Возможно, когда-то я приду к этому. Многие просят проводить мастер-классы. Возможно!
— Бывало ли такое, что все делаешь правильно, по рецепту, а желаемый продукт не получается? Есть ли у Вас какой-то свой секретный ингредиент, некая капелька волшебства?
— Конечно, бывало. Все когда-то делаешь в первый раз. Рецепт — это одно, а вот технологии — это другое. В кремоварении, например, крайне важны и температурный режим, и последовательность добавления активных компонентов, и кислотность этих компонентов, и скорость вымешивания, и прочее, и прочее… Иногда все расписано для одних условий и механизмов, а у тебя другие способы нагрева и другая тара, инструмент для работы тоже разный — отсюда мелкие нюансы, от которых, как всегда, все и зависит. Дьявол в мелочах. Это факт!
У меня в разных ситуациях разные капельки волшебства. Они, безусловно, есть. Но это, как вы заметили, секрет! Если серьезно, то у каждого просто свои стратегии работы, свой опыт. Что получается у меня — не получится у другого, и наоборот… Одна мучка, да разные ручки, как говорится. Это, скорее, не секретный ингредиент, а опыт, помноженный на знания — вот и весь секрет!
— Как правильно организовать домашнюю лабораторию? Расскажите о самом необходимом инструментарии для начинающего кремовара. А какие из инструментов — уже роскошь, позволить которую стоит, если занят мыло- и кремоварением вплотную?
— Самое основное из инструментов — это, конечно, мини-миксер. В идеале — гомогенизатор. Такой инструмент, без которого устойчивую гладкую эмульсию не получишь. Я начинала с капучинатора простого, только пружинку снимала, конечно, чтобы избежать завоздушивания. Думаю, многие тоже. Сейчас работаю с большим количеством разных эмульгаторов, имею несколько мощных и не очень мини-миксеров. Моя мечта — гомогенизатор, конечно. Промышленный. Который медленно и печально все вымешивает — класс! Стоит как самолет, конечно, но я уже смотрю на свою цель с открытыми глазами. Второе — это хорошая посуда для работы. Или жаропрочное лабораторное стекло, или нержавейка. Сюда входят и стаканы, и миски, и лопатки, и палочки, и венчики, и весь другой инвентарь. Вот, пожалуй, все необходимое. Обеспечивать нагрев на водяной бане — не проблема, это под силу каждому новичку.
Есть инструменты, которые для новичка не так важны, без них вполне можно работать. Например, pH-метр. Новичок просто не использует pН зависимых компонентов — и нет проблем. Также для компонентов желательно иметь свой холодильник. Когда продуктов становится много, то простой домашний холодильник уже не спасает. Очень многие активные компоненты требуют специального хранения при определенной температуре. Ну и готовые крема, сыворотки и прочее тоже хранятся в холодильнике.
— А какая из созданной Вами косметики стоит на Вашем туалетном столике?
— У меня все стоит в холодильнике :) Это правда. Только крем для рук и ног — на тумбочке около кровати — чтобы после нанесения не бежать с намазанными ногами! А крема для лица — храню в холодильнике. Крема разные. Есть любимые рецептуры, безусловно — на них залипаю подольше, могу полгода пользоваться одним составом или даже больше. Но, поскольку я постоянно стараюсь делать что-то новое, то этим и пользуюсь. Если вот прямо мое-мое, то 6–8 месяцев оно мое :) Сейчас мой фаворит — «Eye Contour Cream 45+». И, обязательно, шампуни, маски, бальзамы и мыло, конечно — всем пользуюсь!
В парикмахерскую прихожу даже со своим шампунем, так как от промышленных уже совсем плохо волосам становится. И все мои домашние тоже моются моими шампунями и мылом, разумеется. В моем случае — я сапожник с сапогами.
— Бывало ли такое, что Вы привозили из путешествий какие-то необычные сочетания или же местные косметические средства, которые Вам хотелось воспроизвести?
— Именно косметические средства — нет. Когда я уже сама стала делать крема и полностью уход, то перестала покупать это вообще. Но в магазины захожу, почитываю составы дорогих элитных марок кремов, это да.
Два года назад, например, мы летом жили в Испании, в домике в горах, в маленьком городке, рядом рос розмарин — несколько веточек были аккуратно собраны и привезены домой для украшения мыла. В этом году ездили с мужем по северу Испании — привезли немного лаванды. Повторить многое хочется. И вообще, планов всегда больше, чем времени. Своих рецептур и задумок в голове — море!
— У Вас есть множество собственных рецептов мыла. А к кулинарным рецептам Вы подходите так же творчески? В каких еще сферах жизни и творчества Вы экспериментируете?
— Последние несколько лет я почти не готовлю в полном смысле этого слова — у меня муж стал готовить, чему я безумно рада!Раньше я готовила, безусловно. Не скажу, что меня это очень вдохновляло… Был период недолгий — я заморачивалась с каждым ужином — специально ездила за фенхелем, цикорием, свежими травами и прочим. Но, не мое это, видимо… Бывают вспышки желания что-то сотворить — озарение кулинарное — делаю. В основном нас балует папа. Я только по тортикам, пирожкам — это могу.
Меня очень воодушевляют путешествия! Это моя большая страсть. Сидеть и планировать маршрут — это мое! Новые страны, люди — класс! Еще стала совсем по-другому воспринимать живопись. Очень хочу рисовать, хотя никогда не проявляла я подобных талантов. Даже купила набор масляных красок, несколько холстов, кистей и проч. Написала одну картину (картинку, правильнее будет сказать) — петушка! Получилось классно, даже мне самой понравилось. Но на этом пока все. Еще я раньше шила. Много! Вплоть до верхней одежды ребенку. Я прямо «болела» этим.
Все мои эксперименты, моя страсть — кремоварение. Все мысли в этой сфере в основном. Сейчас начала еще учить более интенсивно английский язык — вот эти два занятия в основном и занимают меня сейчас более всего.
Я хочу сказать несколько слов о моей семье. Как важно, когда тебя понимают и поддерживают! Особенно на первых порах, когда еще все очень неопределенно. Моим родителям низкий поклон! Мужу любимому — огромное спасибо!