До нас дошло немало изображений единорогов. Гобелены, гравюры…
Средневековые ткачи гобеленов провели немало времени, пытаясь воплотить в ткани образ единорога. Как передать в изделии ослепительное совершенство существа, которого случалось видеть немногим? Как подобрать те нити и цвета, чтобы они хоть отдаленно отражали на полотне гобелена сияющую белизну чудесного животного? Какими красками передать все великолепие таинственных лесов, где удавалось встретить единорога?
А каким он был на самом деле?
Единорогов случалось видеть в таких местах, где еще сохранилась магия. О них и тогда чаще говорили, чем видели. Чаще изображали плененного и поверженного единорога, чем это было на самом деле. Высокомерие людей толкало их украшать свои изделия картинами человеческих побед над магией, даже если они были вымышленные.
Но звучали не только победные гимны. Слагались легенды о совершенстве, силе и благородстве этих существ первобытного мира – единорогов.
Были и не только легенды и баллады. Первое письменное свидетельство о единорогах в Европе принадлежит Юлию Цезарю. Он кратко упомянул о своей встрече с ним в книге «Галльская война», где он описывает свою военную компанию против кельтских племен.
О единорогах рассказывали и средневековые путешественники, которым посчастливилось встретить это чудо. Они рассказывали о том, как единороги применяли свои волшебные способности, чтобы очистить воды рек и озер.
Йохансон из Гезе, утрехтский священник, посетивший в ХIV веке Святую Землю, описал, как единорог очистил реку Марах на Синайском полуострове.
Каждый день после заката, писал он, ночные существа отравляли воды этой реки. Но на рассвете вода снова была чистой. Рано утром на восходе единорог опускал в реку свой рог и вытягивал яд из реки, чтобы другие животные могли пить воду в течении дня.