Музей Оранжери (Le Musée de l'Orangerie) — один из самых трогательных музеев французской столицы.
Путешествуя по Франции, я ходила в галерею Оранжери, чтобы ощутить на себе магию кувшинок Клода Моне. Перед знаменитыми работами Моне отступает суета, из головы уходят мысли, и ты понимаешь, что такое гармония. Словами это невозможно передать. Творение гениального художника обязательно нужно увидеть и прочувствовать самому.
Дорога к галерее Оранжери идет через живописный сад Тюильри. Можно объединить приятную прогулку в парке с посещением музея.
Откуда пошло название музея, достоверно сказать нельзя. Скорее всего, музей получил название по наследству от старой императорской оранжереи дворца Тюильри, в которой он был построен архитектором Фирмином Буржеуа. А возможно, что своим названием музей Оранжери обязан апельсиновым деревьям, растущим вокруг здания. Обе версии имеют право на существование, ведь по-французски «оранжери» — это и теплица для апельсинов, и оранжерея.
А после реставрации музей стал действительно похож на оранжерею. Огромный стеклянный люк, установленный над шедеврами импрессионистов, освещает пространство музея дневным светом, который так любили и запечатлевали в своих произведениях художники.
Главная ценность музея — это овальные залы, отданные великому Клоду Моне и его «Кувшинкам» («Les Nympheas»).
Два больших скругленных зала, почти эллиптической формы, залиты мягким дневным светом с полупрозрачного потолка. По периметру картины, словно бы нарисованные прямо на стенах. Даже не картины, а огромные вогнутые панно.
Но на самом деле оба зала целиком занимает единственная работа Моне, состоящая из восьми частей. Вода и кувшинки... Полотно общей длиной 91 метр! Моне написал эти восемь огромных панно в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их. Этот план никогда бы не осуществился без личной и политической поддержки Жоржа Клемансо.
К кувшинкам, чье французское название происходит от нимф — античных духов природы, представлявшихся людям в образе прекрасных девушек, — художник испытывал особые чувства, и писал их всю свою жизнь. Панно, выставленные в музее Оранжери, — это пруд с кувшинками, японский мостик и ивы на берегу в саду художника, находящегося недалеко от Парижа, в Живерни.
Последняя воля основателя импрессионизма была выполнена — все картины объединены в одну экспозицию. Ровный свет, нисходящий с потолка и бледная серовато-лиловая гамма помещения — лучший фон, который только мог пожелать Моне для своих пронизанных светом и окутанных тишиной «Кувшинок». Уникальная архитектура зала, высокие потолки и обилие света помогают восприятию «Кувшинок», открывая то сильные, а то едва заметные мазки кисти Моне.
Картины настолько огромны и величественны, что приходится отходить очень далеко для того, чтобы оценить весь шедевр целиком. А когда подходишь близко-близко, то видишь каждый мазок, и в голове не укладывается, как из таких маленьких разноцветных мазков в итоге получается такая цельная картина.
Вдохновила Моне на шедевр Первая мировая война. И здесь нет ничего нелогичного: насмотревшись на ужасы войны, когда тысячи его соотечественников умирали за свою страну, Моне захотел создать картину, которая бы вселяла даже в самые жестокие души только мир и покой. Кажется, ему это удалось.
Говорят, что в зависимости от времени суток и погоды, «Кувшинки» Моне каждый раз немного меняются. В дождь они приобретает сероватые краски, солнечным днем — тихо светятся, а вечерами навевают флер безмятежности и легкой тоски.
Здесь можно провести часы, разглядывая смелые, сочные мазки кисти художника. Не случайно куратор музея Филипп Сонье называет это зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».
В следующих публикациях опишу свое посещение дома-музея Клода Моне в Живерни.
Мою предыдущую публикацию «Клод Моне в музее Мармоттан-Моне» можно посмотреть