По одному из моих образований я историк, ориентированный на искусство, архитектуру и повседневную жизнь людей. Мои научные интересы всегда были связаны с историей царской России 19-го и начала 20-го века. Старая архитектура невероятно будоражит мое воображение. При взгляде на нее у меня создается иллюзия путешествия во времени, ведь передо мной архитектурный ансамбль, будто бы доставшийся мне по наследству.
Каждый из этих особняков рассказывает грустную историю о быстротечности жизни, а выщербленные местами ступени лестниц словно намекают на то, что некогда по ним взбегали сотни молодых и счастливых людей, съезжавшихся на балы, возможно, и одна из моих юных прабабушек, полная трепетных надежд. Когда я размышляю о жизни русских аристократов, в моей голове невидимый оркестр исполняет вальсы и котильоны с балов в честь рождения наследника.
Я вижу заброшенный особняк и тотчас представляю себе дам и господ с тонкими аристократическими чертами лиц и сады, наполненные прекрасными статуями и фонтанами. Также легко я могу себе представить, как в 1917 году эти милые изнеженные роскошью люди торопливо прятали фамильное серебро в этих самых садах и спешно бежали в сторону моря, чтобы сесть там на паром или корабль...
Наверное, облезшие от времени и обглоданные дождями с прохудившихся крыш клавиши старых полуистлевших роялей в этих домах до сих пор помнят мелодию и слова главной песни царской России «Боже, царя храни!».
Эти прекрасные и в то же время ужасные фотографии навевают ностальгию по ушедшей эпохе, помогая воссоздать атмосферу старой Москвы и старого Петербурга и настраивая на элегические размышления о невозвратном.
Желаю всем приятного просмотра!
В качестве визуального материала в данной публикации мной были использованы фото из открытых источников с изображением особняков Брусницыных, Г. И. Веге, А. М. Брокгаузен.
Некоторые особняки, конечно, были реструктурированы в дома военного комиссариата, школы, коммуналки или даже больницы, может быть, что-то еще...
Но большинство особняков по-прежнему заброшены и находятся в плачевном состоянии сегодня.
Вот еще один заброшенный особняк:
И еще один:
(с) Полянская Анна, 2016.