Утица золотая лапка. Сказка.
Пошли раз бабы на реку бельё полоскать. Возвращаются руками машут, бельё на берегу побросали. Мужики лихо почуяли, вилы и топоры похватали, бегом навстречу. Бабы галдят, друг друга перебивают – ничего не понять. Народ вокруг собрался. Наконец успокоились, рассказали. Видели мол на реке дикую утку с золотой ножкой. Ну, мужики их насмех подняли, обещали хворостиной всыпать, если те блажь такую из головы не выкинут. Лишь хромой старик-мельник вдруг вспомнил, что когда он ещё мальцом был, его дед такую байку рассказывал. Дескать летает по лугам, да болотам дикая утица. Была она раньше простой птицей, каких много. Гуляла как-то в лесу заповедном и ступила случайно в золотое озерцо заветное. Так одна лапка у неё навсегда золотой осталась. А знающие люди с тех пор стали кликать её Утица Золотая лапка. И ещё говорил дед, что кто ту волшебную Утицу приручит, да к себе жить позовёт, тот не будет знать горя с той поры. И будет в его семье и здоровья, и счастья, и достатка столько, что и на родственников с соседями хватит. Бабы расспрашивать стали, мужики смеяться. Только молодой пастух в стороне стоял, да слушал молча.
На завтра у всех мужиков внезапно работа вне села нашлась – кто на охоту собрался, кто по дрова, кто сети просушивать, кто ивовый прут для корзин заготавливать. Ближе к вечеру показались - идут по дороге, кричат, спорят о чём-то. Оказалось, что видели они диковинную уточку, только никому к ней приблизиться ближе чем на сто шагов не удалось. Слишком умная, да сторожкая та птица оказалась.
На следующее утро, ещё затемно, вышел из своей избы деревенский пастух – на плече котомочка, а в ней тонкая шёлковая сеточка, в которую певчих птиц заманивал. Шёл пастух и чему-то улыбался глядя на то, как утренняя зорька край неба в розовый цвет окрашивает. Дошёл он до болотца, где мужички в последний раз волшебную уточку видели. Глядит, вот она – спит, спрятав головку под крылышко. Умная птица, напрямую не подобраться. Расстелил пастушок тонкую сеточку на высокой кочке, подвязал бечёвкой и залёг в засаду под густой куст. Ждать недолго пришлось, на восходе солнца проснулась уточка, встрепенулась и прямо к шёлковой сеточке направилась. Пастух лежит ни жив, ни мёртв – спугнуть боится. Подошла уточка совсем близко и встала как раз на кочке посередь тонкой сеточки. Стоит и в сторону пастуха смотрит, ветер перышки пошевеливает, чёрные глазки блестят словно бусины. А левая лапка так вся в солнечных лучах и переливается, как золото расплавленное. Забыл пастушок обо всём на свете, вылез из засады, стоит и смотрит на уточку, раскрыв рот, а та на него. Сколько они так простояли, и что дальше было - мы не знаем.
Вернулся пастух в село, зашёл в избу и два дня не выходил оттуда. На третий собрал вещички, закинул котомку за спину и ушёл из деревни. Больше того пастуха люди не видели.
Что с той волшебной утицей стало, нам не ведомо. Может летает по глухим лугам, да болотам и людей сторонится. А может нашёлся человек, которому она поверила. И служит ему и его семье верой и правдой, принося в дом счастье да крепкий достаток.
Sergey Zhigaylo