Хорошие часы всегда были и до сих пор остаются желанным подарком. В самом начале XX века дорогие карманные часы стали настолько популярным статусным предметом, что их стали не просто дарить — ими стали награждать. Подобные случае стали массовыми в Российской армии того времени и причин тому было несколько.
Во-первых, престиж армии нужно было поднимать, а наличие статусного хронометра у офицера поднимало его имидж не только в глазах общественности, в глазах его солдат, но и в его собственных, что тоже важно. Во-вторых, известно, что в полковую казну ежемесячно перечислялась государством определенная сумма денег для поощрения личного состава на усмотрение командования, поэтому вопрос покупки призовых часов или иных подарочных вещиц был лишь вопросом выбора. А уж выбрать было из чего.
Основные известные российские часовые марки начала XX века это поставщик Императорского двора Павел Буре и поставщик Императорской гвардии Генрих Канн.
Оба торговых дома выпустили каталоги ювелирных призовых часов и стали рассылать их по воинским подразделениям, предлагая собственную продукцию.
К часам марки Павел Буре даже предлагалось делать бесплатную именную гравировку, а за дополнительную плату можно было приобрести специальный жетон для ношения на цепочке, с тем же наградным изображением, что и на призовых часах.
При всем этом следует понимать, что часы не являлись официальной наградой, каковой было, например, наградное оружие. Именно по этому такие часы правильно называть не наградными, а призовыми, ведь давались они, как правило, за успешное выполнение тех или иных нормативов в полковых состязаниях. Часы были своего рода призом за отличную стрельбу из личного оружия или выполнение конных упражнений. Встречались и такие формулировки как «за отличный глазомер», «за отличную стрельбу из орудий» и прочие. Офицер или солдат, которому были пожалованы такие часы мог носить их в строю, однако никакой наградной официальной бумаги это не подразумевало. Максимум, чем могла сопровождаться такая награда — запись в полковом журнале о совершенном поощрении, или призовой лист.
Иногда и записей таких не делалось, а сам факт поощрения ничем, кроме как наличием самих призовых часов, не мог быть подтвержден. Такое часто случалось с личными подарками Императора или высших офицеров штаба, присутствовавших на маневрах.
Несмотря на то, что призовые часы были в свободной продаже, по тем же каталогам торговых домов Буре и Канна, они являлись желанной наградой для любого офицера, ведь в случае с такими часами важен был не столько сам хронометр, сколько ощущение важности своей службы, за которую данный хронометр был подарен. А уж если часы подарил сам Император... Не удивительно, что подобная традиция сохраняется и по сей день. Стоит вспомнить Владимира Путина, когда в бытность премьер-министром Российской Федерации в 2009 году он подарил свои часы слесарю одного из тульских оружейных заводов, а до этого сыну пастуха в Туве.