Изготовление венецианского стекла берет начало от 600-х годов н. э. К 13 веку производство достигло таких размахов, что появилась необходимость объединения мелких ремесленников. В 1291 году Большой Совет (Maggior Consiglio), главный орган власти Венецианской республики, постановил создать корпорацию стекольщиков и сосредоточить все мелкие мастерские на острове Мурано. Целью такого объединения прежде всего было сохранение и защита технологических секретов. Кроме того, перенос всех печей из Венеции (большая часть которой в те времена была построена из дерева) на остров, предохраняло город от пожаров.
В конце 15 века почти половина мировой морской торговли фактически принадлежала Венецианской республике. В этот период Венеция становится абсолютным лидером производства бусин. Так в 1525 г в Венеции насчитывалось 24 стекольные мастерские, изготавливающие исключительно бусины, в 1606 г их насчитывалось уже 251. Было подсчитано, что венецианские бусы, произведенные для продажи на международных рынках, насчитывают более ста тысяч рисунков различных цветов.
Независимо от техники изготовления бусин, все начиналось со стеклянных тонких трубочек — Канна (la canna), которые делались с отверстием и без, одноцветные и с рисунком, различной толщины и широкой цветовой гаммы.
Пример изготовления канны в семнадцатом веке.
Канны — стеклянные трубки.
Из одноцветных трубочек с отверстием изготавливался бисер, минимальный размер которого достигал 0,6 мм. В дальнейшем этот бисер так и назывался Контерие (Conterie). Последней фазой производства бисера было его нанизывание на хлопковую нить и создание связок бисера. Этот вид деятельности существовал до 60-х годов ХХ века, занимались им женщины-надомницы, так называемые импирарессы. Женщина держала в одной руке 30-40 длинных игл и одновременно заполняла их бисером.
Бисер применялся не только для создания ожерелий, но и использовался для вышивки на одежде, создании бахромы на лампах и люстрах, из него делали вазы, сумочки, подушки. Бисер был очень востребован по всему мире, так в 1867 году было экспортировано из Венеции 6015 тонн бисера.
В начале XVII века в Венеции получила свое развитие новая техника для изготовления стеклянных бусин, так называемая техника «А люме» («a lume» итал., «Lampwork» (англ.). Эта техника позволяла использовать трубочки (канны) без отверстия. Расплавленное стекло оборачивалось вокруг железного стержня, таким образом изготавливалось ядро бусины. В дальнейшем ядро декорировалось е путём нанесения рисунка при помощи пламени тонкими разноцветными стержнями из стекла на готовую заготовку-сердцевину. Зачастую эта работа выполнялась мелкими ремесленниками на дому. Для плавления стекла использовался жир крупного рогатого скота. И только в середине XIX века стали использовать газовые горелки. В конце XIX начале XX веков были созданы десятки тысяч различных рисунков для изготовления бусин. Так бусины фьорате (perle fiorate) имели цветочный рисунок, бусины палметте (perle palmette) повторяли рисунок пальмового листа, бусины корналине Алеппо (coralline d’Aleppo) характеризовались белым цветом ядра бусины и покрытием сверху розовым. Все эти виды бусин пользовались огромным успехом, особенно в Африке. Венецианские бусины, предназначавшиеся для африканского рынка в роли платёжного средства, получили международное название «Trade Bead».
Бусины Фьорате (Lampwork).
Бусины Пальметте.
В середине XIX века появилась новая разновидность бусин под названием Миллефиори. На расплавленное ядро бусины накладывались мелкие полихромные заготовки, так называемые мурины, которые в дальнейшем расплавлялись под действием высокой температуры и составляли одно целое с ядром бусины. Затем бусине придавалась определенная форма (сфера или олива) и завершалась процедура так называемой бурратурой, то есть бусина после специальной обработки становилась блестящей и гладкой. С 1850 до 1920 гг. производились бусины на черном фоне, бусины на цветном ядре считаются ещё более старыми. Африканский рынок предпочитал матовые бусины, европейский — блестящие бусины.
Мурины для бусин Миллефиори.
Бусины Миллефиори для европейского рынка.
Бусины Миллефиори для африканского рынка.
Нельзя обойти внимание и ещё одну разновидность венецианских бусин — Розетта (la rosetta), её ещё называют Шеврон (Shevron). Легенда гласит, что её изобрела в XV веке Мария Баровьер, представительница известной, в те времена, семьи стеклодувов Мурано. Бусина цилиндрической формы, скошенная по краям и с рисунком «звезда» на концах бусины различных цветов (от 4 до 9). Классическая модель этой бусины с середины XIX века состоит из 6 слоев различного цвета, начиная с середины: белый — синий — белый — красный — белый — синий. Все слои рисунка, за исключением последнего, имеют рисунок звезды. Этот тип розетты выполнялся в большом количестве и являлся наиболее распространенным. Шевроны были первыми бусинами, экспортируемыми в Африку. Бусина дорогая из-за достаточно сложной технологии при её изготовлении. И в наши времена такие бусины являются жемчужиной любой коллекции венецианских бус.
На сегодняшний день сохранились только две мануфактуры, производящие венецианские бусины с начала ХХ века, это «Эрколе Моретти и сыновья», созданная в 1911 году на острове Мурано, и «Ваккари», созданная в 1915 году в Венеции.
Giorgio Teruzzi «Perle d’Africa da Venezia al mondo».