Уходит год, еще один. И слава Богу за него! Было много всякого - и хорошего очень много тоже. Пересматривая свои открытия и секретики за год, обнаружила одно, которое тихо греет мне сердце, и которым хочу поделиться здесь на Ярмарке.
Каждое лето я приезжаю в Зеленогорск (небольшой город под Питером), потому что я здесь родилась и выросла. Летом мы всей семьёй перебираемся сюда жить в деревянном доме, гулять вдоль залива, слушать сосны и волны, купаться.
И вот в этом уже уходящем году в нашей летней зеленогорской жизни случилось необыкновенное.
Оно началось с объявления на столбе. Крупными буквами на нём было написано главное слово «Дурак». Его дети сразу заметили. Хорошее слово! Русскому уху в нём много слышится. Одно дело «дурак» и совсем другое «дурак». То ругательно можно сказать, а то с любовью. Дурачок — вообще ласкательно, нежно.
Как прочитали мы это слово, так нам захотелось посмотреть на этого дурака. И так мы попали на представление цирка Giroldon. И увидели! Сначала увидели цирковой шатер, очень маленький, как игрушечный (потому что Giroldon — самый маленький бродячий цирк в Европе). А рядом стереоскопические окулярчики и открытки с циркачами. Артистов мы увидели рядом. Их было двое, мужчина и женщина (потом мы узнали, что их зовут Альберто и Ленка). Они были тепло одеты, в специальные цирковые телогрейки, потому что наше зеленогорское лето суровое! Они были удивительные — и одежда, и особенно глаза. Так удивительно смотреть вблизи на артистов бродячего цирка! Они совсем нездешние, как будто даже не из другой страны, а из другого времени, эпохи, или с другой планеты…
А потом, когда артисты усадили всех детей — на первые ряды младших, на дальние — детей с усами, бородами и губной помадой, началось представление. Такое старинное представление для всех веков и народов, больших и маленьких, для умных и сильно умных, простое и сложное. Было и смешно, и трогательно, и даже чуть-чуть страшно (за главного героя — дурака), и очень свободно. Дети на первых рядах замирали от волнения и хохотали. Дети на последних тоже. Так хорошо вспомнить себя маленьким!
Дурак был пронзительный. Пронзительным, отвлеченным от всего обыденного, был его взгляд. Дурака хотелось защитить. Но в общем, он и сам мог вполне за себя постоять, несмотря на свою неприспособленность к жизни. Он приходил не вовремя, мешал артистам, но он был главный, и его воля к жизни и к радости была потрясающая. Пришел — и радуется! Живёт — и радуется! А если надо — жертвует собой, спасает. Легко, по-дурацки, взаправду.
А когда в конце дурак запел «Дурак я, дурак в своей деревне, знают меня все собаки», мне захотелось плакать.
Дети сказали, что дурак хороший, он добрый и смешной. Мы решили, что будем ходить и смотреть на него каждый раз, когда цирк Giroldon приедет ещё. Потому что тот спектакль, на который мы попали — был уже последним. Вот как нам повезло!
После представления мы купили марионетку — совсем маленького дурачка — и открыток. Открытки мы взяли с собой в город, а куклу оставили зимовать в Зеленогорске, побоялись разбить по дороге. Сегодня дочка вдруг подошла ко мне и спросила: как ты думаешь, дурак в Зеленогорске нас ждет. «Конечно, — сказала я, — мы к нему скоро приедем».
Думаю, мы не взяли марионетку не просто так. Здесь, в городе, жизнь трудная, быстрая, мало приспособленная для простого доброго детского дурака. И очень жаль, что это так. Но самое главное уже произошло — он появился в нашей жизни! Теперь мы его знаем и ждём. Ждём летней жизни, свободы и приезда самого маленького цирка в Европе.
Потому что нам очень нужно побыть маленькими, смеющимися, сочувствующими, простыми…
Теперь, когда за окнами снег, особенно тепло вспоминать вспоминать дурака, Финский залив и всё хорошее, что случилось этим летом. А главное, то, что у нас есть всегда и везде, где бы ни были, какой бы жизнью не жили, трудной, лёгкой, в здоровье, в болезни. Вспоминать, что у нас всегда есть способность, данная нам свыше — творить. Когда про эту способность вспоминаешь, самую свою непростую жизнь видишь под другим углом, как часть длинного интересного пути, как у фургончика бродячего цирка Giroldon. Спасибо вам, дорогие циркачи - Ленка и Альберто, за эту вашу удивительную роль, вернее, жизнь, ставшую искусством.
С наступающим всех новым годом и совсем скоро приближающимся Рождеством Христовым!