Рябушинским принадлежала одна из главных ролей в крупнейших предпринимательских организациях России: Обществе фабрикантов хлопчатобумажной промышленности, Московском биржевом комитете, Военно-промышленном комитете, Всероссийском союзе торговли и промышленности и др. |
Главным же меценатом в этой семье, да и во всей России, стал Николай Павлович Рябушинский. Он вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою долю наследства, полностью посвятил себя меценатству.
На средства Николая Павловича издавался прекрасно иллюстрированный журнал об искусстве и литературе "Золотое руно" (1906-1909), где печатались такие мэтры символизма как: Блок, Брюсов, Бальмонт, Гиппиус и Мережковский. Журнал публиковал и прозу великих писателей, таких как Бунин, Андреев, Белый, Волошин, Чуковский. Оформляли "Золотое руно" лучшие художники того времени: Сомов, Лансере, Остроумова, Бакст, Бенуа. Журнал имел большой формат, печатался золотым шрифтом аж в две колонки – на русском и французском.
Николай Рябушинский активно тратил свои деньги и на устройство выставок любимых им художников. Всё, за что он брался, имело огромный успех!
Современники лестно отзывались о выставке живописи "Голубая роза", в которой участвовали Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский.
Николай Павлович и сам брал в руки кисть и считался неплохим художником. На первой выставке он рискнул представить и собственные работы. За "Голубой розой" пошли следующие выставки, пользовавшиеся неизменным успехом благодаря составу художников и фантазии мецената.
В отличие от братьев, он до революции собирал, в основном, российское изобразительное искусство и активно стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. |
Кумиром Николая Рябушинского в то время был петербургский меценат Сергей Дягилев, создатель "Мира искусства".
Вилла "Чёрный лебедь" была построена для Рябушинского известным московским архитектором Владимиром Адамовичем в 1907-1910 годах в стиле неоклассицизма. Вокруг поместья ходила бездна слухов, инициировал которые сам Николай Павлович.
Имя "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Он же был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре… Интерьеры дома оформлял именитый русский художник Павел Кузнецов.
Вдоль дорожек поместья росли пальмы, орхидеи и другие редкие и экзотические растения. В саду было множество фонтанов. Между деревьями величественно прохаживались павлины и фазаны. Жил в усадьбе и настоящий леопард. |
Здесь устраивались самые экзотические приёмы. Поскольку Рябушинский очень любил молоденьких актрис, то устраивал у себя настоящие представления, где фаворитки часто играли обнажёнными.
Безусловно, у всех гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского. Сюда входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезённые хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Сейчас его коллекция картин и икон находится, в основном, в залах Третьяковской галереи.
В 1911 году из-за проблем с финансами Рябушинский, распродал часть своей коллекции с аукциона. Николаю Павловичу удалось впоследствии за рубежом выкупить некоторые свои картины. |
После этого Николай Рябушинский состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства, даже после революции, когда всё имущество Рябушинских было национализировано. Только в 1922 году он эмигрировал во Францию, где стал известным и cостоятельным антикваром и владел сетью антикварных магазинов. А упомянутый выше саркофаг так никогда и не был использован по назначению. Николай Павлович Рябушинский был охоронен на Восточном Кладбище в Ницце в 1951 году, он не перенёс операцию. Сама вилла, пережив пожар и восстановление, а в наши дни – и реконструкцию, всё-таки выжила и находится в Петровском парке. Днём там работает SPA-салон, а ночью, говорят, бродит тень самого Рябушинского…
Екатерина Сокольская
SOKOL STUDIO