«А я так вижу» — это любимая фраза многих студентов, защищающих свою «мазню». Человек упрям и двигается упорно к достижению своих целей. Но не всегда упертость идет на пользу.
На днях ребенок попросил меня посмотреть его домашнее задание по русскому языку. Подошел, смотрю, как он старательно и аккуратно пишет в словах «луч», «меч» мягкий знак в окончании. Спрашиваю, зачем пишешь на чистовик, если не уверен. А он отвечает, что уверен. Звоним однокласснику — просто поверить старшему поколению непросто. Оказывается, это правило было в первой части учебника, но его уже сдали и надо было просто помнить. Очень похоже на студента живописца, в обоих случаях и тот, и другой упрямо защищают свою безграмотность в том или ином предмете.
«Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. Профессионализм как свойство специалиста включает компетентность как необходимое качество, но не сводится к нему. Профессионализм — это и особое (профессиональное) мировоззрение, и система отношений — к себе, своей деятельности, профессии, к миру, и профессиональная мотивация. Иными словами, профессионализм слагается из компетентности и ответственности»
Проведем параллель, возьмем и сравним искусство с медициной. Разве кто-то хочет попасть на прием к любителю-стоматологу? Разве мы слышим что-то о его таланте и незаурядных работах? Нет, нас интересует прежде всего его умение и знание вопроса.
Если взять, например, специальность хирурга, то здесь все будет еще более понятно, и малейшая ошибка, некомпетентность в том или ином вопросе исследуемом, могут стать фатальными и непоправимыми.
Могу рассуждать и проводить такие сравнения достаточно свободно, поскольку имею опыт учебы в медицинском колледже по специальности фельдшер. Прошел почти все, практики в разных больницах, педиатрия, травматология, терапия, акушерство, морги, теория и практика в самом колледже.
Это была удивительная смесь прилежности, упрямства и отвращения одновременно. Продолжались колебания и мучения около трех лет. Резать по человеку не получилось, но приобретенный опыт оказался бесценен для приобретения своей будущей профессии.
Согласитесь, кто бы хотел оказаться на приеме у художника-хирурга по доброй воле?
Какова же цена непрофессионализма в искусстве?
Не рассматриваю сейчас художественный вкус и его развитие с самого раннего детства, это предмет для отдельной дискуссии.
Пример из Эпохи Возрождения будет здесь достаточно уместен. Возьмем Леонардо Да Винчи и его учебу в мастерской Верроккьо. Леонардо с первых дней подчинился дисциплине, царившей в мастерской, и учился традиционным способам смешивать краски, лить металл, а также рисовать, раскрашивать и гравировать. Более пяти столетий прошло, а мы до сих пор восхищаемся его работами.
С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть.
«С каждой из них я буду смешивать каждую из остальных, сначала одну с другой, потом по две, по три [с той же] и т. д. вплоть до исчерпания числа всех красок. Далее я вновь буду смешивать краски две с двумя, три с двумя, а потом четыре [с двумя], продолжая до конца с этими первыми двумя красками. Затем я возьму три и с этими тремя буду сочетать другие три, дальше — шесть и т. д. А потом я прослежу эти смеси во всех пропорциях».
Мона Лиза, она же Джоконда. Полное название — Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо
Микела́нджело Буонарро́ти, помимо того что воспитывался в семье каменотеса, прошел обучение у Доменико Гирландайо и Бертольдо ди Джованни.
Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
Мы имеем счастье лицезреть гениальность и талант профессионала во многом благодаря школе, которую он прошел в мастерской у известного художника. Кому-то сейчас нравится живопись и он желает приобрести полотно понравившегося художника, не печать, а подлинник. Приобретая живопись, какой бы талантливой она ни была, мы хотим, чтобы этот шедевр прослужил достаточно долго. И вот тогда встает вопрос компетентности и ответственности в искусстве. Ведь автор ответственен за то, что его работа не потускнеет и не «пожухнет» в своих красках через лет десять, скажем. Несовместимость красок, техника смешивания и грунтовки — этими знаниями должно обладать. А обладая знаниями, можно смело пытаться нарушать их. В противном случае, не зная правил, мы их нарушаем, нанося несомненный вред потребителю.
И никакая самобытность не идет вразрез с учебой и знаниями. Талант-алмаз просто необходимо гранить, чтобы он стал бриллиантом. Да, нам сначала кажется, что учеба и рамки, в которые мы поставлены той или иной традицией и методикой, только мешают нашему своеобразию и способностям. Но, вскоре знания входят в нас и становятся нашей частью, мы свободно дышим вместе. И вот тогда можно уже творить, добавлять своей вариативности, не думая о технике.
«Я так хочу и я так вижу» должно оставаться для себя, без предложения этого людям.
Это мой опыт и выводы, на истину не претендую.
Успехов на пути гранитов науки!
С уважением, Владимир Колесьянкин!