В сегодняшнем интервью мы познакомимся с настоящим кукольных дел мастером
В увлекательнейшей беседе мастер поведала нам о своем пути к свободе, зимней спячке и лени как способе найти свой стиль, знаковых книгах и уважении к детям.
— Светлана, необычность и мастерство исполнения Ваших работ поражает. Расскажите, а с чего начинался Ваш творческий путь? Был ли переход к жизни свободного художника решительным шагом или все происходило само собой, постепенно? Какой была реакция Ваших близких?
— Все было довольно банально: скудность выбора товаров в магазинах очень стимулировала изобретательность. Да еще таким обладателям мелкой фактуры, как я, приходилось либо довольствоваться одеждой из «Детского мира», либо придумывать что-то еще. Благо, мама научила вязать и вышивать, а Дом пионеров дополнил мое образование кружками кройки и шитья и филейно-гипюрной вышивки.
Путь к «свободе» был не очевидным, но довольно последовательным. Вначале попробовав поработать с 8 до 17 и с тоской ожидая конца рабочего дня, а в далекой перспективе — отпуска, я сделала первый важный для себя вывод: работа должна быть любимой, иначе вся жизнь превратится в ожидание пенсии. Затем, когда нашла работу по душе, оказалось, что зависеть от заказчиков с их зачастую своеобразным, в моем понимании, представлениями о прекрасном, или строителей с руками, растущими из непривычных мест, тоже не слишком приятно: конечный результат моей работы радовал нечасто. А когда для интерьера одного из магазинов потребовалось сделать куклу, звезды наконец сошлись :)
Близкие отнеслись к этому со всем пониманием, на то ведь они и близкие. И без них всегда найдется кто-то, кто расскажет, как надо поступать на самом деле, а близкие люди нужны для того, чтобы понимать и любить.
— Одной из первых проданных Вами игрушек были серые ослики. Использовали ли Вы этот образ в дальнейшем?
— О, это был первый опыт продажи собственноручно сшитых игрушек, который был спасением от студенческого безденежья в начале девяностых. Он оказался успешным, потому как все ослики и бегемотики были сразу проданы. Правда, я вижу в этом не свою заслугу, а слишком уж небольшой выбор игрушек в то время. О них я благополучно забыла лет на двадцать, а вспомнила случайно, наткнувшись на старую фотографию. Так что если засчитать это в трудовой стаж, то пора оформлять пенсию по выслуге лет, правда, и платить ее придется самой.
— Расскажите, а как выглядит мастерская кукольника? Насколько обширен Ваш инструментарий?
— Я завидую мастерам, у которых материалы и инструменты могут поместиться пусть не в чемодан, но хотя бы в стол или шкаф. Моя мастерская уже перестает вмещать «все только самое необходимое»: стеки, молотки, установщики микролюверсов и паяльники постоянно пытаются расползтись по всему дому. Невероятных усилий мне стоит вернуть их на место в мастерскую, которую нежно люблю. Сейчас я подумываю перейти от миниатюрных кукол к чему-то более монументальному, чтобы использовать запасы батиста, шелка, бархата и кружева.
— Образы Ваших кукол продуманы до мелочей, каждой присущ свой характер. Как вы нашли свой стиль, где Вы черпаете сюжеты для Ваших работ? Как много времени уходит на создание одной куколки?
— Мне кажется, если никого не копировать, то это и будет «твой стиль». Быть может, я слишком ленива, чтобы искать, как это делает кто-то — мне гораздо приятнее и быстрее придумывать все самой. А сюжеты — это скорее багаж из прочитанного, увиденного и услышанного раньше, который складывается из кусочков, как мозаика. Сложно сказать о времени, необходимом для создания куклы: это может быть неделя, а может и месяц. Совершенно точно могу сказать, что чем больше умеешь, тем дольше делается работа. Пока не знаешь чего-то, то и не заморачиваешься. А вот когда уже узнал, как можно сделать, то не заморачиваться уже не получается.
— Среди Ваших работ особо выделяются винтажные куклы-животные, в которых легко угадываются вполне человеческие черты. Сложно ли переносить человеческие эмоции на образ животного?
— Это еще не законченная серия «Мой ковчег»: часть кукол еще на стадии эскизов или заготовок.
Мне кажется, все делается точно так же, как и с людьми. Да и мимика у братьев наших меньших зачастую гораздо богаче, чем у людей. Вот свежий пример моего пса, пойманного с поличным за кражей яблока.
— Любите ли Вы экспериментировать с фактурой, материалами, образами или предпочитаете придерживаться выбранного стиля? А с какими материалами Вам еще не приходилось работать? Какие из них Вам хотелось бы попробовать в будущем?
— Мне сложно дать определение своего стиля. Я просто делаю то, что в данный момент очень хочу сделать. Долгое время я работала с грунтованным текстилем, но со временем его рамки стали немного тесноваты. Если за последние полгода я не продвинулась в технике и не сделала ничего принципиально нового, я беру тайм-аут и переключаюсь на занятие, в котором вижу перспективу своего роста. А на будущее я оставила себе керамику и серьезную работу с металлом. Об этом пока только мечтаю, так что есть, к чему стремиться.
— Что Вы считаете самым главным в своих работах? Что именно делает куклу живой?
— В моих работах самое главное — это удовольствие, которое я получаю в процессе их создания. Я бы их сделала, даже если бы точно знала, что их не купят. Возможно, именно эмоции, с которыми садишься за работу, и передаются кукле.
— Случалось ли так, что, выполняя работу на заказ, Вам так нравилась кукла, что Вы хотели оставить ее себе? Как Вы поступали в таких ситуациях?
— У меня есть только одна кукла, которую я точно знала, что никогда не продам. Это моя первая лепная кукла с мастер-класса Иры Горюновой. В ней вижу и все свои ошибки, и неуверенность, и радость от нового шага вперед.
— Ваши работы пронизаны духом других эпох. А хотелось бы Вам самой перенестись в другое место и другое время?
— Пожалуй, это для меня тот самый случай, когда «не надо путать туризм с эмиграцией». Одно дело — рассматривать средневековые гравюры и детали костюмов и вышивки, окружать себя старинной мебелью и покупать чайники, вышитые монограммы и прочие изящные вещицы викторианской эпохи, и совсем другое — жить в ту эпоху... Меня вполне устраивает и время, и место, и даже конкретный дом, в котором я живу. Причем до такой степени, что я уже второй год подряд не езжу в отпуск, аргументируя: «Мне так хорошо дома, столько еще можно здесь сделать, что ну его, это море!»
— Помимо создания интерьерных кукол Вы также занимаетесь изготовлением брошей. Часто ли Вы переключаетесь с одного вида деятельности на другой? Вы любите работать над несколькими проектами одновременно или же предпочитаете довести одно дело до конца, прежде чем перейти к другому?
— Это у меня традиционный период зимней спячки: три месяца я провожу в кресле у камина и не могу себя заставить оттуда выползти. Еще в сентябре уговариваю себя, что вот этой зимой все будет иначе, но приходит декабрь, и здравствуй, родное кресло! Поэтому единственное занятие, которым я могу заниматься в своей норе — это вышивка. Жуки, бабочки и стрекозы приближают мою весну. К тому же, благодаря мужу, нашедшему их на блошином рынке, я стала счастливой обладательницей двухсот катушек тончайшего шелка 1958-60-х годов выпуска.
И, безусловно, в мастерской присутствует коробка с «незавершенкой», которая терпеливо ждет своего часа.
— Вы часто проводите мастер-классы. Посещаете ли Вы сами подобные мероприятия и что Вам больше по душе — быть учителем или учеником? Почему?
— Вот, пожалуй, учителем я себя не считаю, скорее вечным учеником :) Я просто показываю, как я делаю ту или иную куклу, и при этом постоянно учусь сама. Тем более, мастер-классы практически не повторяются, и нужно все время придумывать что-то новое: именно это и не дает застояться и держит в тонусе. А сама я посещаю мастер-классы, потому что мне ужасно любопытно посмотреть, как именно работает конкретный художник, а еще для того, чтобы избавиться от страха перед новым для меня материалом. В обоих случаях я получаю заряд потрясающей энергии и открываю для себя новые горизонты.
— Считаете ли Вы, что от творчества, как и от любой работы, необходим «отпуск»? Если бы у Вас выдался день, полностью свободный от творчества, чем бы Вы его наполнили?
— За это я и люблю кукол, что тут идет постоянная смена деятельности: то ты сапожник, то портной, а то и скульптор — не успевает приесться. А в «отпуске» я начинаю скучать и не знаю, куда себя деть. Хотя если выдается такой день, то могу проваляться с книжкой в гамаке или кресле (в зависимости от времени года), в который раз пересмотреть «Дживса и Вустера» или купить ведро краски и перекрасить комнату. Либо же все это «ничегонеделанье» я с радостью променяю на долгие разговоры с друзьями.
— Вы любите проводить свободное время за чтением книг. Какую книгу Вы бы могли назвать своей любимой?
— Любимую книгу выделить невозможно, а вот знаковые для меня попробую. В юности это был «Альтист Данилов» Владимира Орлова, потом «Самшитовый лес» Анчарова и «Острие бритвы» Моэма, дальше — «Переводчик Даниель Штайн» и «Девочки» Улицкой. А в последнее время я «лечусь» Пелевиным.
— Светлана, у Вас двое сыновей. Что Вы считаете самым важным в воспитании детей? Занимаются ли они каким-либо творчеством?
— Воспитатель из меня такой же, как и учитель :) Единственное, чему я стараюсь следовать, — это уважать детей в любом возрасте и не стесняться просить у них прощения, если была не права, причем независимо от срока давности. Но хочу предупредить, что если с сыновьями это дало отличный результат, то с собакой совсем не работает!
Старший сын пробует себя в ювелирном деле, а младший в свободное от учебы время потрясающе (на мой необъективный взгляд) рисует, правда, только под настроение.
— Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет профессионально заниматься хендмейдом и быть востребованным мастером? Какими качествами нужно обладать, что необходимо развивать в себе?
—
Давать советы — совсем не моя стихия: я совсем не читаю книг по маркетингу, не забочусь о личностном росте и повышении уровня продаж… Но при этом с большим уважением отношусь к тем, кто этим занимается. Может, я — это то самое исключение, которое лишь подтверждает правило. Так что я просто делаю то, что люблю и люблю то, что делаю. Поэтому могу лишь пожелать всем огромного удовольствия от работы и еще немного удачи!