НочьTheatreHD
"Гедда Габлер" новое и совершенно незнакомое мне произведение. Однако описание грядущего спектакля настолько меня заинтересовало, что я решила - постановку стоит увидеть!
Постановка Королевского Национального театра
Пьеса Генрика Ибсена
Режиссёр Иво ван Хове
Действующие лица и исполнители:
Гедда Тесман (в девичестве Габлер) – Рут Уилсон
Йорган Тесман – Кайл Соллер
Фрекен Юлиане – Кейт Дюшен
Судья Бракк – Рэйф Сполл
Эйлерт Левборг – Чаквуди Ивуджи
Фру Tea Эльвстед – Шинейд Мэттьюс
Служанка Берта — Эва Магьяр
Пьеса была прочитана на одном дыхании, но чем больше я раздумывала над предстоящим спектаклем, чем больше читала анонсы и статьи, тем более у меня в голове укреплялся диссонанс: все видят в Гедде Габлер сложный, страдающий организм, эмансипированную, несчастную женщину, запертую в женском мире, которая хочет чего-то большего... Но я увидела её совершенно иной: холодной, избалованной жизнью, привыкшей к роскоши, к самому лучшему, но толком не знающей ни жизни, ни человеческих взаимоотношений.
Для меня история Гедды Габлер - это история о женщине, которая не умеет любить и не умеет жить.
Гедда Габлер... Красавица, окружённая толпой поклонников... "...Дочь генерала Габлера. Ведь к какой жизни привыкла она при отце! " - она жила в совершенно ином мире, отличном от того, в котором она оказалась.
Гедда вышла замуж, но что же связывает её с Йорганом? Любовь? Увы, нет: "Фу! Не употребляйте этого избитого слова!", говорит Гедда Бракку.
Она выбрала Йоргана потому, что "успела наплясаться досыта" и её "красные деньки уже прошли". Выбрала, надеясь что дальнейший карьерный рост мужа сможет обеспечивать ей ту жизнь к которой она привыкла. Но только сердце её молчит, ей скучно. Ей не нравится, что время медового месяца Йорган проводил в библиотеках за работой, в то время как она была предоставлена самой себе и желала развлекаться. Не нравится, что приходится часами слушать о истории культуры, к которой она равнодушна. Не нравится, что сейчас нужно терпеть заботливую тётушку Йоргана и быть с ней милой...
И тут появляется новое лицо - Теа Эльвстед, старинная знакомая обоих Тесманов. Оказывается, Гедда когда-то ненавидела Теа. Но за что? За то, что Теа чувствительней, чем холодная Гедда? Или всего лишь за те золотые волосы, которые привлекали к себе так много мужского внимания, которое должно было принадлежать Гедде? "...А волосы твои я все-таки, пожалуй, спалю! .." Гедда умеет ненавидеть... Какая же тогда буря скрывается за этим безразличием и равнодушием?
А кого Гедда любила в своей жизни? Любила ли она когда-нибудь?
Быть может единственный, кого Гедда пыталась любить был Эйлерт Левборг. Но не имея опыта гармоничного, не потребительского, взаимоотношения с людьми, их отношениям не суждено было сложиться. Да и Эйлерт, по видимому, оказался не менее сложным человеком, для которого сложность и нрав Гедды оказались чрезмерны.
И есть у Гедды ещё одна черта, которая обратила на себя моё внимание - её эмоциональная холодность и нечуткость. Да, она не любит мужа, с ним она пренебрежительна и лишь изображает чувства. Но ведь точно также она обращается и с другими людьми, так, словно они не представляют из себя никакой ценности.
Вот как в истории со шляпой тёти Юлле (фрекен Тесман).
Гедда (перебивая). Вряд ли, однако, мы уживемся с этой прислугой, Тесман.
Фрекен Тесман. Не уживетесь... с Бертой?
Тесман. Милая... что это тебе вздумалось? А?
Гедда (указывая рукой). Посмотри, оставила тут на стуле свою старую шляпку.
Тесман (испуганно роняя туфли). Гедда!
Гедда. Подумай... вдруг бы кто-нибудь вошел и увидел?
Тесман. Но, Гедда же! Ведь это тетина шляпка!
Гедда. Да?
Фрекен Тесман (берет шляпу). Моя. И, собственно говоря, вовсе не старая, милая фру Гедда.
Гедда. Признаюсь, я не разглядела ее хорошенько, фрекен Тесман.
И уже после, в беседе с Бракком, Гедда добавляет:
Бракк. О какой это шляпке вы говорили?
Гедда. Видите ли, фрекен Тесман была здесь утром и положила свою шляпку тут на стул. (Улыбаясь.) А я сделала вид, будто приняла ее за шляпку прислуги.
Бракк (качая головой). Однако, милейшая фру Гедда... как же это вы? С такой почтенной старушкой...
Гедда (нервно, расхаживая по комнате). Да... знаете, на меня иногда вдруг находит... И тогда уж ничего не поделаешь. (Бросается в кресло у печки.) Сама не знаю, право, чем это объяснить.
Гедда знала, понимала, что своими словами обидит тётушку Йоргена и... не сдержалась. Зачем сдерживаться, если в этом мире может быть только один важный человек, и имя ему "Гедда", а чувства всех остальных не в счёт.
В итоге, я, пожалуй, соглашусь с тем, что Гедда страдает. Да, безусловно страдает, но мой взгляд лишь от того, что столкнулась, наконец, с реальностью, и эта реальность оказалась совсем не той, которой она ожидала. Реальная жизнь не готова расстелиться у её ног пышным ковром, усыпать дорогу подарками и разбаловать, как отец. Её проект "счастливая жизнь замужем" не оправдался - она не получила прежний уровень жизни здесь и сейчас - ни лошади, ни дворецкого... Теперь всего нужно ждать, смирять потребности, терпеть, отказывать себе в дорогих привычках... А заодно терпеть в отсутствии приёмов и то простое, скучное общество, которое ей так не интересно...
Как вы понимаете, на спектакль я шла с весьма предвзятым отношением... ))
Я смогла вдохнуть только в тот момент, когда на сцене зажёгся свет, зал взорвался аплодисментами и все актёры вышли к зрителям...
Это был невероятный, потрясающий спектакль!
Пьеса оставила у меня впечатление важного, но не насыщенного эмоциями произведения. Да, часто рядом с ролью указывались комментарии, описывающие состояние героя в данный момент, но даже при этом эмоционального накала я не почувствовала. В пьесе Гедда была для меня особенно холодна и безразлична ко всему.
И вдруг, на сцене, пьеса ожила: хлопотунья тётушка, услужливая Берта, холодная Гедда, иногда оживляющаяся через силу, погружённый в науку и карьеру Йорган, позавидовавший успеху и таланту Левборга, сам Левборг, зажатый в тиски новой жизни и грядущих успехов, трепетная, надломленная Теа...
В пьесе забилась жизнь!
И вот уже Гедда не просто холодная и отстранённая, а Гедда, которая осознаёт, какой выбор совершила, в какой мир попала и которую мучает сделанный выбор. Но исправить хоть что-то она не может, просто не умеет...
Рут Уилсон, исполнившая роль Гедды Габлер, в интервью сказала, что Гедда отталкивает от себя всех, кто может ей помочь. И это в действительности так и есть. Тётушка Юлле очень расположена к Гедде, и готова закрыть глаза на все её поступки, отогреть, только... Для Гедды этого не нужно. Она хочет блистать как раньше, принимать гостей, как раньше, вести светскую жизнь как раньше, жить одним днём...
А тут ещё и наступившая беременность, которую она не хочет и боится... И вот, жизнь уже неотвратимо движется в том направлении, к которому она не готова и рушится ей под ноги...
Я часто встречала фразы, что Гедда протестует против собственной женственности, Гедда манипулятор, Гедда стремится получить то, что доступно мужчинам, но... Не могу согласиться с этим. Она не пытается ничего достичь, она не пытается как-то проявить себя в жизни, она просто плывёт по течению! Гедда просто хочет жить прежней удобной жизнью, быть центром вселенной, как прежде. Но вместо этого она понимает, что совершила неправильный выбор, оказалась в мире, в котором жить не умеет и на самом деле не хочет.
Ведь даже её брак, в сущности случаен! Она вела яркую светскую жизнь и, скорее всего, ни о чём не думала. Просто в один из дней довольно легкомысленно сказала провожавшему её Тесману, что "... вот в этом особнячке я с удовольствием бы поселилась... ", и всё. Всё! Она и не предполагала, что это может повлечь за собой и помолвку, и брак... И всю вот эту новую жизнь, к которой она не готова.
Я несколько дней после премьеры размышляла над образом Гедды Габлер. Не буду скрывать - изначально она мне совершенно не нравилась. Избалованная девочка, не знающая жизни - что в ней может быть интересного? Но чем дольше я думала о ней, чем больше пыталась её понять, тем любопытней становились выводы, к которым приходила
Например, нам ничего не известно о прошлой жизни Гедды. Каким ребёнком она была, как жила, кто о ней заботился? Глядя на неё сегодняшнюю мне кажется, что Гедда выросла в семье без матери, без материнской заботы, ласки и любви. Если это так, то её воспитанием руководил лишь отец и гувернантки, однако подлинной любви и заботы в её жизни не было. Некому было научить её любви...
Возможно отец считал, что подарки и дорогие игрушки это именно то, что называется "любовь к ребёнку", но все важные чувства, заботу и внимание - он не мог дать дочери. Вот и выросла нынешняя Гедда в благополучном, обеспеченном, но совершенно бездушном мире. И теперь, став взрослой, ей чрезвычайно тяжело в той области, которая касается чувств. Она не умеет их понимать, не умеет принимать и проявлять тоже не умеет, поэтому и ведёт себя с людьми, с мужчинами так, как ведёт. Да и семейная жизнь её тяготит возможно потому, что образа семьи в её опыте нет, а есть лишь опыт яркой жизни в обществе, когда она блистала и получала много внимания...
Ещё, очень любопытна её страсть к пистолетам, откуда она? Вполне возможно, что генерал Габлер мечтал о сыне, который пойдёт по его стопам, но, к сожалению, родилась дочь. Стремясь заработать внимание отца, она вполне могла увлечься опасными игрушками, и, наверное, он даже поддерживал это её увлечение, и может быть даже думал: какая храбрая моя Гедда! И наверняка в обществе людей восхищало это её экстравагантное увлечение, придавало образу Гедды значимости в глазах окружающих, делало её особенной... Кто же мог знать, к чему это приведёт?
Ну и вот та эмоциональная холодность и нечуткость - если бы можно было показать Гедду специалистам... Возможно она давно переживала подавленное состояние, давно страдала, и это могло бы оказаться как депрессивным состоянием, так и сигнализировать о каком-то более серьёзном заболевании... Если бы её своевременно осмотрели, возможно трагедии удалось бы избежать...
Возможно.
Интересный акцент в спектакле - у служанки Берты в пьесе практически нет слов, но она всё время присутствовала на сцене. И как мне показалось, она была единственной, кто понимал Гедду, кто ей сочувствовал и кто сожалел о её смерти...
И жаль, что финал сделали таким.. тяжёлым, словно по пьесе недостаточно того, что Бракк обретает власть над Геддой. То, чему Гедда так и не научилась - думать последствия своих поступков. Бракк оказался гораздо более опытным соперником, не то что Левборг, и с ним так просто не справиться. И вот Гедда уже в его власти, уже раздавлена нависшей перспективой...
Гедда. ... Больше шуметь не буду.
Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал.
С уважением, МамиНа мастерская