Миниатюра привлекала меня всю жизнь. Как говорил один персонаж в известном советском фильме: «Малогабаритные квартиры, малогабаритные семьи...» — а вот душа, наоборот, жаждала большего. Творить всегда, творить везде! Но масштабный натюрморт формата А1 повесить некуда, диванные подушки уже не помещаются на тахте, платье с кринолином в шкаф не влезает. Приходится уменьшать габариты. Так и открылась мне миниатюра: всё то же самое, только мельче, и труды трёх лет легко помещаются в некрупную коробку. И приятно, и удобно. Но сказать «всё то же, только поменьше» — это легко, а вот сделать — это совершенно иной уровень мышления. Всем начинающим и интересующимся, любопытствующим и ни разу не слышавшим посвящается. Небольшая подборка наблюдений человека, взглянувшего на миниатюру изнутри, о том, как это помогает искать вдохновение, к каким выводам приводит и как с этим жить.
Открытие первое. На одном дыхании!
При работе с мелочами требуется повышенное внимание, концентрация и напряжение немного иных мышц, чем при работе с крупными деталями. При тренировке столь мелкой моторики напрягается всё тело, чтоб не смахнуть нужную деталь со стола, чтоб руки совершали точные и мелкие движения, иногда и наклонишься к столу пониже, чтобы разглядеть получше. Ура, получилось! Уф! — выдох облегчения. Который сразу сменяется стоном разочарования: и только что обработанная деталь и все, ожидающие своей очереди, от этого выдоха разлетелись по столу, а то и по полу. Вот они, кирпичики — 0,5 х 2 мм — по одному клеить, не вздохнешь.
Вывод первый:
Работать не дыша в буквальном смысле :) Вдох — работа — отвернулся — выдох в сторону. После пары часов такого ритма привыкаешь и после работы пугаешь окружающих неясными им телодвижениями :) Наверняка, в других видах рукоделия тоже есть особенности поведения, которые приклеиваются к мастеру, вот бы понаблюдать за собой со стороны.
Открытие второе. Объём.
Берём бумагу — она ж двухмерная практически, правда? Плоская... согнём листок пополам, получим фигуру вдвое меньшей длины. Всё так, если речь идёт хотя бы о формате А5. Но когда спускаешься в масштаб вроде 1:144 — внезапно бумага становится трёхмерной! Она имеет объём! У неё есть толщина, не только длина-ширина. И если согнуть кусочек бумаги пополам, то будет не плоская фигура, а объемная, и сгиб будет виден, будет ненулевой радиус кривизны сгиба. Та же прелесть с нитками и проволочкой. Вроде бы 0,2 мм — еле видно, но согнуть на 180 градусов «галочкой» V никак, только как U. Пластиковая карта — тоже, казалось бы, плоская штучка, но из неё можно вырезать трёхмерные детали, например, скрипку выточить. А ещё и краска имеет объём! Невозможно покрасить какую-то деталь просто для придания цвета, краска в миниатюре — это и цвет, и объём. Да ею вообще клеить можно даже, и моделировать (например, носы у персонажей или лепестки подснежников).
Вывод второй:
Если ты не видишь в инфракрасном спектре, не значит, что его нет, просто у тебя нет подходящего «приемника» или ты никогда не задавался этим вопросом. Весьма любопытно изучать привычные материалы на предмет отыскания в них неожиданных качеств. И вопрос новичка в квиллинге «как это можно полоски клеить ребром?!» кажется совершенно наивным — да там фокстрот танцевать можно, не только стенки ставить :)
Открытие третье. Перерасчёт материалов.
Ой, ну что там мне нужно-то, 3 см проволочки да две бисеринки. Нужно-то столько, а вот покупать придется в 300 раз больше. Не в два, не в три, в триста! Это примерно как для создания скрап-открыток купить строительный ПВА в 50 л бочке, или парашют для шитья грелки на чайник.
Вывод третий:
Вынужденная схема перерасчёта стоимости изделий. Себестоимость использованных материалов вообще не имеет смысла подсчитывать (пример: проволока 10 м = 50 руб, используем 3 см = 50/333 = 15 копеек), зато учет этих 50 рублей, специально потраченных на купленный материал, — влияет на ценообразование.
Открытие четвертое. Мнимая экономия материалов.
Часто слышала комментарии к миниатюрам «О, это автор на материалах экономит!». Опять же чисто арифметически из этих «50 литров ПВА» или «10 метров проволоки» сколько можно всего налепить! Но не тут-то было. Опустим здесь опус о том, что «лепить» одно и то же в количестве 333 штук — это маловдохновительное и довольно тоскливое занятие, а рассмотрим реальный расход. Предположим, надо смешать краску для окрашивания маленькой деталюшечки — 1х1 мм или мельче, например, ушки у котика. Даже не капля нужна, а капелюшечка — 1 квадратный миллиметр-то красить. Намешаешь капельку такой краски, капельку другой, еще чуточку белил, получился нужный оттенок. Покрасил ушко, второе, а на носик не хватило — не потому, что закончилась краска, а потому что она высохла! Так что нужный цвет намешиваем раз в 15 больше, чем требуется, а то и больше. И краски сохнут, и глина сохнет (намешаешь комочек с горошинку, лепишь котика из комочка размером с рисинку, а остальное схватывается уже, не пригодно для микро), и нитку или проволоку надо для проекта 3 мм, а ведь рукой не ухватишь его, надо отрезать сантиметров 8 минимум.
Вывод четвертый:
В случае с быстросохнущими материалами вывелась привычка предварительной «планировки колорирования». Смотрю, что именно надо красить одним цветом, какого объёма. Есть ли необходимость в соблюдении очередности покраски: например, труднодоступные места первыми красить или при многослойных работах - что сначала, что потом. В случае с бумагой и нитками-проволочками завёлся отдельный коробочек, куда складываются обрезки — иногда очень выручают, когда нужны именно кусочки или какие-то запасные детали — чтоб не лезть в дальний шкаф за нужной ниточкой, чтоб отрезать эти несчастные 3 мм, можно поискать среди обрезков. Эта же коробочка часто наталкивает на неожиданные мысли и решения (процесс создания оленя, например, родился именно из такой коробочки).
Открытие пятое. Зрение.
У многих, очень многих, людей имеется дальнозоркость, что рассматриванию миниатюр никак не способствует. Близорукость тоже часта, но она как раз помогает: очки долой, поближе к носу — и всё видно. А вот с дальнозоркостью никак, лупой только, да и то не всегда спасает. И не похвастаешься своими достижениями.
Вывод пятый:
Пожилым людям не надоедать, обзавестись батареей разнокалиберных увеличительных стекол для демонстрации, презентации и в качестве бесплатного приложения к заказу. А еще — учиться делать качественные снимки, чтобы выводить своих микрошек на большой экран.
Открытие шестое. Увеличение.
Частый вопрос: «Ты это под лупой делаешь?». Раз спрашивают — надо задуматься, надо попробовать, надо обзавестись монокуляром! А оказалось, лупа — это игрушка. Смотреть на крошечные штучки под лупой получается только одним глазом, а в такой работе важно именно бинокулярное зрение — двумя глазами, иначе полностью теряется ощущение объема и глубины, а смотреть то одним глазом в 10х, то двумя «в реальности» — весьма несподручно.
Вывод шестой:
Поиск продолжается, в планах опробовать монтажные очки для тех, кто работает с микросхемами — они как раз бинокулярны. А самое важное — не забывать гимнастику для глаз! Лупа лупой, но глаза одни и чинить их очень сложно, так что ломать нельзя.
Открытие седьмое. Фотография.
Тут целый мир открывается. И хочешь — не хочешь, а учиться обращаться с фототехникой придется. Сколько было сказано о необходимости делать хорошие снимки, и сколько ещё будет сказано — а понимается только на личном примере :) Но потом выясняется, что крупногабарит можно снять после небольших тренировок. А когда речь заходит о размерах муравья, то оказывается, что магическая функция «с тюльпанчиком» — режим макро — это отнюдь не панацея. Глубина резкости гуляет: то тут размыто, то там размазано. Малейший шорох, авто выдержка или вздох (да-да, дышать тут тоже нельзя) без штатива — и смазано «и тут, и там» и вообще всюду. А когда что-то получается — новый шок. Открываешь фото на экране, и оказывается, там такое :) Там пылинки размером с кочергу, отпечатки пальцев как траншеи, а нитки пушатся как перепуганный страус! А еще антураж — кому-то нравится, когда масштаб с монеткой показан; кому-то — с рукой мастера; кому-то — «фу, ну что за пальцы в кадре?» — ищем свои фишечки, свои привычки и свои маневры.
Вывод седьмой:
Учиться, учиться и еще раз учиться! Совершенству нет предела, пробовать все, пытаться, изучать и учиться-учиться-учиться. А тем, кто никогда с микро дел не имел, могу предложить интересное упражнение — снять как можно ниже-ближе-крупнее свою работу, сколько там всего откроется.
Открытие восьмое. Вторсырьё или вечный поиск исходников.
Когда речь идёт о каком-либо виде рукоделия — будь то вязание или работа с бумагой — это довольно ясно и просто. Есть нитки, есть бумага, бывает масса разновидностей, бывают разные производители, можно и «с нуля» делать самим «сырье», но все-таки это нитки и бумага. В плане же миниатюры никакой стабильности или определенности нет вовсе. Это постоянный поиск деталей, прототипов и элементов. Например, нужно сделать тарелочку масштаба 1:144. Нормальная настоящая тарелка — керамика, фарфор, бумага на худой конец. Миниатюрная — это полёт фантазии. Бумага? а как ровнёхонько вырезать кружок такой мелкий, не всякий дырокол способен мелко и ровно. Глина? разве что полимерная, но поиск формочки для вырезания круга тоже актуален (стержень от ручки? дырка от дуршлага?) Ищем мелкие кружочки! Пайетки, блестки, пуговки, шайбочки. А как сделать плафон для торшера? кран на кухню? баночку прозрачную высотой 3 мм? Готовых решений нет. Есть только фантазия и бесконечный поиск. В английском языке есть такое выражение «trash to treasure» — целое направление, как из «мусора» сделать некое «сокровище».
Вывод восьмой.
Самая «вкусная» часть миниатюры в плане саморазвития. Этот постоянный поиск имеет как дедуктивную, так и индуктивную составляющую: как «из чего бы сделать то-то», так и «о, какая штучка — что бы из неё сделать» :) Очень обостряет внимание к деталям в жизни, и начинаешь видеть вещи по-другому. Решёточки на системном блоке компьютера — шикарная текстура для тиснения в стиле «микро-брусчатка» или «мини-вафельный-рожок»; мох — готовая микро еловая ветка; ольховая шишечка — миниатюра для имитации полноразмерных шишек; срезанное колечко с коктейльной трубочки — кольца репчатого лука. Под настроение начинаешь видеть прекрасное всюду — в каждом завитке, в каждой крошке.
Открытие девятое. И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Как расширить ассортимент своих возможностей? Можно шить платья, а потом отдельно юбки и отдельно блузки — всё закономерно и понятно. С миниатюрой, как вытекает из предыдущего пункта, это невозможно. Потому что делать в миниатюре только что-то в рамках одной техники — довольно сложно (не считая, пожалуй, классику лаковых миниатюр). Можно лепить из пластики, но микро-интерьерчики будут выглядеть как у Барби: «Life in plastic — it’s fantastic»; можно довольствоваться бумагой — но вопросы прочности, надёжности и т.п. характеристик останутся открытыми. Да и к подружке Маше не побежишь за помощью вроде «я вот связала кофточку, а ты слепи мне авторские пуговки / вышей воротничок, пожалуйста». Другими словами, миниатюрист должен уметь всё и сам. А если не «уметь», то хотя бы пробовать и учиться. Творческий рост идёт отлично.
Вывод девятый.
Я начинала с бумаги. Потом пришлось осваивать декорирование, лепку, работу с проволокой, с деревом, с металлом, осваиваю основы бижутерии, в планах - резьба по дереву, пайка. Короче, век живи — век учись! И даже если новое направление не найдет в душе отклика, опыт всегда полезен, а какие приемы из новой сферы можно спроецировать и на любимое дело, что-то подсмотреть, переделать «под себя».
Открытие десятое. Игра масштабов
Вяжешь крючочком 0,5 одеяльце или бисерными иглами вместо спиц: небыстрое занятие, глаза очень сильно устают и петли удержать нелегко. Связала, радуешься. А тут приходит дочка и просит смастерить ей подушку диванную или болеро связать. Мгновенно проецируешь свои иголки на формат 40х40 см, это в 3200 раз крупнее, итого займёт примерно. 130 суток непрерывной работы. Ужас и паника. И только потом выдыхаешь (прикрывая своё микро одеяло от праведного вздоха), можно ж взять спицы хотя бы четверочки, ура!
А ещё есть нюанс для человеческого восприятия — не всё можно сделать в микроформате для комфортного восприятия с сохранением пропорций, то есть когда все делится на 144 что-то уплывает из зоны видимости: чайная ложка удобнее смотрится толщиной с половник, а иголки ёжика — стилизованными широкоформатными колючками. Хотя на глаз «всё меленькое и миленькое» и обратно пересчитать в уме невозможно :)
Вывод десятый.
Надо проще жить :) Не утопать в работе прям с головой, а иногда разгибаться — дышать! — и оглядываться по сторонам. Мир интереснее, чем он кажется, как в масштабе 1:144, так и в натуральном 1:1 :)
Всем доброго творчества, новых идей и интересных точек обзора! Публикация принимает участие в конкурсе — мне будет приятно, если поставите маленький плюсик :)