"...А если так, то что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, пылающий в сосуде?"
Николай Заболоцкий, "Некрасивая девочка".
Вот уже не хочется считать в который раз очередной незнакомец счёл своим долгом рассказать мне о том, как я ужасно выгляжу. Интернет, конечно, изобретение полезное, но интернет-троллей никто не отменял. В то же время другие люди пишут и говорят о "потрясающей красоте". Зеркало утверждает, что гордиться особо нечем, но и никаких страшных изъянов нет. Муж, естественно, на то и муж, чтобы быть без ума.
И на фоне всех этих разногласий встал вопрос -- кому верить? Почему такой огромный разброс между мнениями, причём мнениями людей непредвзятых? Всё-таки от "уродины" до "потрясающе красивой девушки" расстояние немалое. Итак, в чём же дело?
А дело, надо сказать, не в комплиментах. Дело в понятии о красоте вообще. И вслед за Заболоцким повторю: что есть красота?
Почему то, что один считает произведением искусства, другому кажется просто мусором? И можно ли вообще говорить о канонах красоты, если люди настолько по-разному на неё смотрят?
Можно. Не только можно, но и нужно. Дело в том, господа читатели, что способность видеть красоту надо воспитывать с детства. Воспитывать тщательно и вдумчиво. Человек, с детства видевший только мрак, грязь и безвкусицу, не имеет возможности вынести здравое суждение о красоте и уродстве. Изголодавшись по красоте, такой человек будет удовлетворять свой эстетический голод всем подряд, его легко убедить, в том, что ему что-то нравится, он будет верить, что яркое, пошлое, вульгарное и примитивное -- и есть красота.
С чего начинается эстетическое воспитание? С классики. Вы не обязаны её любить, но хотя бы общее понятие о ней надо иметь. Классика -- эстетические каноны, сохранившиеся в веках, подобно египетским пирамидам, пережившие многие потрясения и оставшиеся незменными. Только человек, постигший законы классики, сможет выбрать то, что ему действительно понравится, а не то, что навяжет мода. Эстетическое восптание, как и образование -- ключ к свободе.
Не могу сказать, что моё воспитание было безупречным, этого не бывает. Но мои родители сделали всё, чтобы привить мне и брату понятие о красоте. Вкус к гармоничной одежде, вкус к хорошей музыке и литературе, вкус к красивым вещам, красивым мыслям, красивым поступкам. И это задало тон дальнейшей жзни. Ведь именно из понятия о красоте вырастает понятие о порядочности, вежливости и мудрости. Не только понятие о красоте, созданной людьми, но и о красоте окружающего мира.
То же относится к творцам. Каждый художник знает, что прежде чем начать творить в любом угодном сердцу направлении, сначала надо в идеале освоить классические каноны живописи. К сожалению, многие литераторы этот постулат отвергают. Им кажется, что можно сходу взять и изуродовать манеру стихосложения, назвать это нововведением и стать великим новатором. На деле никакого нововведения не получается, получается уродство, и люди разумные это видят. Что самое смешное, даже уродство не получается оригинальным, многие уродуют по одному и тому же шаблону.
Но если постичь законы классического силлабо-тонического стихосложения, усвоить формы стиха и виды ритма, попробовать себя в классических жанрах, тогда можно дать простор фантазии, сбросить оковы и начать творить по велению сердца, и всё равно создавать прекрасное.
Однако законов красоты для самой красоты ещё недостаточно. Это лишь азы, необходимое подспорье, сосуд. Пока в сосуде не загорится огонь, мы не можем говорить об искусстве. Я говорю не только о литратуре, музыке или живописи, нет. Даже красота женщины может стать произведением искусства. Иногда вырезанная с большой любовью табуретка -- больше искусство, чем написанные ради денег стихи. Я не берусь ответить на вопрос, Кто или Что зажигает в нас это пламя. Не могу сказать, почему в одном то или иное произведение искусства находит отклик, а в другом -- нет. Возможно, этот огонь подчиняется иным законам, людям неведомым.
Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Благодарю за внимание.
Иллюстрация: фрагмент картины Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна".