Почти у каждого крупного музея есть свои запасники, то есть хранилища для неиспользуемых в постоянной экспозиции картин, рисунков, гравюр, скульптур и предметов прикладного искусства. Каждому виду коллекции должно соответствовать свое хранилище, с определенным температурно-влажностным режимом. Экспонаты столетиями хранятся в подобных заказниках, извлекаясь лишь изредка для обновления постоянной экспозиции, выставок или экспертиз. Да и это – единицы по сравнению с тем количеством шедевров, которые скрыты от мира. А теперь приготовьтесь. Впечатляющая статистика: крупные музеи могут показать лишь 5-10% (!) собранных ими экспонатов. Корнями это явление уходит в далекие революционные времена, когда экспроприированное добро в виде картин, скульптур и старинной утвари сдавалось в огромных количествах в музеи. Делалось это со всем рвением, которым отличается русский человек. Вот и скопилось у нас добра в подвалах: не пересчитать, не проверить. Куда уж там – пересмотреть. На один квадратный метр площади хранилища порой приходится свыше 600 предметов. Удалось хоть кому-то за день просмотреть действующую экспозицию Эрмитажа? Наверняка, нет. Да и немудрено: 3 миллиона экспонатов, как-никак. И это – лишь десятая часть! А что там, в хранилище? Там, где шедевров в 10 раз больше? Где и как это все хранится и, главное, охраняется? Вопросов возникаем много. Да и, вообще, все, что скрыто, обычно обрастает, если не мифами, так людской молвой непременно. Народ шутит, что в запасниках Эрмитажа есть, практически, все. Если здесь чего-то не нашли, значит, просто плохо искали. А, простите за банальность, в каждой шутке есть доля правды. Так в 2002 году в запасниках Эрмитажа была обнаружена чудом уцелевшая статуя Клеопатры времен Октавиана Августа (а ведь все изображения царицы Август приказал уничтожить). А еще – уникальные самурайские мечи (предмет зависти японских искусствоведов), километровая картина Павла Пясецкого, фривольные предметы гарнитура Николая Второго и прочее и прочее… Интересно, почему все это было обнаружено только сейчас? Неужели не на все бесценные экспонаты заведены учетные записи? Руководство музеев утверждает, что система учета и охраны у них, конечно же, есть. Однако для подобного объема ценных вещей разработанные системы малоэффективны. По данным информационного агентства «Интерфакс» за два года недавних проверок музеев была выявлена недостача свыше 50 тысяч единиц культурных ценностей. Подавляющее большинство из них – это иконы, затем идут картины, монеты, ордена и медали, предметы культовых обрядов, редкие книги и ювелирные изделия. Все-таки, тесно и скучно шедеврам в тусклых хранилищах, вдали от народа. Так и рвутся они на волю. Обычно, за рубеж. Правда, на границе их обычно разворачивают. Вывоз культурных ценностей тщательно проверяется. Но пока ничего из вышеупомянутых 50 тысяч на границе задержано не было. Экспонаты продолжают находиться в розыске. Теперь немного о том, что же похищалось из хранилищ. Из громких (читать «известных») исчезновений Эрмитажа - картина французского художника Жерома «Бассейн в гареме», посеребренная ваза для фруктов и свыше 200 ювелирных изделий русских мастеров 18–19 веков. Из Русского музея похищались рисунки Павла Филонова, картина «Гитарист-бобыль» Василия Перова. Из музея Российской академии художеств однажды было вынесено 16 картин русских художников 18-19 вв., общая стоимость которых составляла более миллиона долларов. Из хранилища библиотеки Российской академии наук исчезала книга «Византийские эмали». А в 2002 году на границе была задержана наша соотечественница, пытавшаяся вывезти 75 старинных икон в Турцию. Часть из них была похищена из Ново-Афонского монастыря, а часть – опять же, из запасников Эрмитажа. Причем похитители даже не удосужились вывести надписи и маркировку музеев с украденных экспонатов. У публики, конечно, появляется искушение свалить все грехи на музейных работников. Уж слишком велик соблазн при столь мизерной зарплате. Но не будем столь категоричными. Часть картин могла «затеряться» во время различных переездов и «гастролей», в конце концов - эвакуации во время войны. Надо было спасать сокровища, порой рискуя жизнью. Тут уж было не до заполнения бумаг. Еще один аргумент в защиту чести музейных сотрудников: многие экспонаты, прошедшие ревизию почти столетие назад, не были сфотографированы или скрупулезно описаны. И теперь их, просто-напросто, очень трудно идентифицировать. Короче говоря, в наших запасниках стоит навести порядок. С этим не поспоришь. Вот только, говорят, на инвентаризацию одного Эрмитажа может уйти более 50 лет (и то, это если на каждый экспонат потратить всего 10 минут). Но кто же в нашей стране боится трудностей? И за дело взялась бодрая комиссия Росохранкультуры. Но чем старше музей, тем сложнее и история его инвентарных книг. Третьяковка уже начала сканировать свои рукописные записи, которые велись еще при Павле Михайловиче Третьякове. Только более или менее эффективная современная система хранения музейных экспонатов – вещь далеко недешевая. А денег у наших музеев, практически, нет. Музеи-то у нас, в основном, государственные и муниципальные. Возможна ли приватизация музеев? Министерство культуры категорично: никогда, ведь Государственный музейный фонд - общенациональное достояние. Таким и должен оставаться. Пользуясь всей этой неразберихой, хитроумные мошенники вводят своих людей в мир хранилищ. А те, в свою очередь, проработав там какое-то время и заслужив доверие коллег и руководства, совершают для своих истинных «работодателей» ловкие трюки, похищая бесценные экспонаты. Что-то из украденного, как было сказано выше, задерживалось на границе, что-то возвращали совестливые владельцы, поняв, что купили краденное. Но большая часть, увы, так и останется для нас безвозвратной потерей. Да и наказать оказывается некого, ведь чаще всего пропажа всплывает лишь через десятки лет, когда причастных к ее исчезновению может, вообще, не оказаться в живых. Нигде не оговорено, насколько часто должна проводиться инвентаризация музейных запасников. Вот и ходит еще один миф по Руси: все самые ценные экземпляры из хранилищ давно уже похищены, а все, что там пылится – лишь копии украденных предметов. И еще один миф. Даже если в запасниках что-то и осталось, хранится это без соблюдения установленных нормативов. Хорошо, что Павел Михайлович (Третьяков который) до этих дней не дожил. Чтобы он сказал сегодня, глядя на состояние своего детища? Такой ли участи желал он для своих картин? В хранилища простому смертному попасть, практически, невозможно. Но говорят, что многие экспонаты уже давно хранятся в кабинетах сотрудников музеев, в коридорах, вспомогательных помещениях. Куда уж там до соблюдения специального температурно-влажностного режима и противопожарной безопасности? А пока в музеях пытаются строже проверять сотрудников, устанавливают металлоискатели, сокращают круг людей с доступом к экспонатам, ищут деньги на установку камер слежения. В воздухе даже витает идея о распродаже наименее ценных экземпляров: и деньги появятся, и запасники разгрузятся. Быть может, и в вашей семье в скором времени появятся черепки из какого-нибудь древнего города, семейная реликвия, которую с гордостью можно будет демонстрировать гостям? А что? Возможно, это и есть единственный способ показать некоторые экспонаты музейных хранилищ людям, вывести в свет то, что уже веками пылится в многомиллионных отечественных запасниках. | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |