Что мы в первую очередь видим, когда берем в руки книгу? Конечно, имя автора и название. Но так было не всегда. Одежда книг XVII, XVIII и XIX веков могла рассказать о том, кто их владелец, а не автор, и более того, каков его материальный достаток. Сегодня мы покупаем книгу в типовом переплете и ценим содержание, а когда-то сам переплет был произведением искусства. Переплеты с инкрустацией и замысловатым тиснением, чеканкой и вышивкой бисером. Глядя на эту красоту сложно согласиться, что книга — это только источник знаний. Художественный переплет не просто защищает книгу, но и украшает, а еще дает о ней информацию.
Сегодня мы говорим «читать книгу от корки до корки», а раньше говорили «от доски до доски», потому что обложки создавались в основном из дерева. Их делали еще в средние века монахи-переписчики, чтобы сохранить рукописи. Брались деревянные доски, оплетались телячьей кожей, поэтому, если мы возьмем какой-то древний переплет, он как правило несколько неказистый. Если по нему постучать, то раздастся деревянный звук. Книги часто застегивались на металлические застежки, которые хорошо прижимали две доски друг к другу, и не давали проникать внутрь книги влаге. Это тоже давало книге дополнительную защиту.
Как создавались книги? История переплетного дела в России
К XVIII веку переплет перестает быть сугубо функциональным, как это было вначале. Заказчики стали ценить его эстетические качества. Книга становится выгодным вложением капитала и вместе с тем предметом, отражающим личный вкус заказчика. Они были готовы платить большие деньги за прекрасную художественную работу. К владельцу сначала поступал полуфабрикат книги, сейчас мы называем его блоком. А владелец уже отдавал его своему переплетчику, который заново прошивал, вставлял в обложку и украшал так, как хотел его заказчик. Даже спустя несколько веков процесс индивидуального переплета мало изменился. Книги до сих пор переплетают вручную, от начала до конца.
В XVII веке в Европе и в XIX в России искусство переплета перестало быть анонимным. Книгу можно было одеть у переплетного кутюрье, как это делали знатные особы, а можно было выбрать более демократичные варианты. После революции 17-го года профессиональное переплетное дело в России фактически умерло, барские библиотеки были разграблены, мастерские закрыты. Стал развиваться самиздат, запрещенные книги одевали подпольно, часто в переплеты из простого картона или ткани.
Книг очень много, и нам, читателям, трудно найти нужную, если нет надписи на корешке. В старинных книгах не было принято писать название и автора на корешке. А все потому, что хранили книги по-другому. Их ставили или лицом, чтоб украшать интерьер. Или ставили так, чтоб был виден красивый обрез, или в лежачем положении. Автор указывал свое имя частенько именно на обрезе. Красивые книги с выступающими деталями не хранили стопкой, так как они могли повредить поверхность другой книги. Да и красоту книги зачем скрывать? Поэтому частенько их ставили лицом к читателю. С развитием печатного дела и ростом тиражей книги были вынуждены встать на полках, плотно прижимаясь друг к другу. Переплетные крышки стали делать более гладкими.
Переплетным делом увлекались многие известные люди. Недалеко от Москвы, например, есть усадьба Шахматова. Там переплетал книги сам Александр Блок. Сегодня в небольшом флигеле воссоздана его мастерская, куда приходят школьники, и не только слушают лекции, но и пробуют себя в переплетном деле. Подобные навыки в переплете помогли великому М. Фарадею пробиться в высшие круги. Lело в том, что юноше в 13 лет из-за бедности пришлось бросить школу. Он пошел работать переплетчиком и однажды попал на лекцию известного физика, изобретателя лампочки. Эту лекцию Фарадей подробно записал, переплел и отправил профессору в подарок. И через некоторое время был приглашен в научную поездку по университетам Европы в качестве секретаря. Так что учитесь переплетать книги, дело это полезное.
А теперь немного о реставрации. Реставрация книги начинается, естественно, с разборки. Реставратор всегда старается по максимуму сохранить старые крышки, листы и другие части книги. Поэтому разборка книги подобна хирургической операции. Все нужно делать очень аккуратно и не спеша. Мастер всегда реставрирует каждую страницу книги по отдельности, подбирает бумагу по фактуре и цвету, работа очень кропотливая. Тяжелее всего восстанавливать горелые или утопленные книги.
Нельзя сказать, что сегодня любителей индивидуального переплета очень много. Скорее наоборот. И все же искусство ручного переплета хоть и не спешно, но возрождается, потому что вновь становится модным собирать домашние библиотеки. Кто-то любит электронные книги, кто-то бумажные. Я отдаю предпочтение бумажным и тоже мечтаю о большой библиотеке в своем доме. Достоевский писал: «Переплет означает уважение к книге, означает не только читать полюбил, но и за дело признал».