Northern style: мир коренных народов Севера
В прошлой своей подборке я восхищалась потрясающими образами из Африки. Бисерные украшения очень выигрышно смотрятся на темной коже африканских красавиц. А вот коренные народы Севера сочетают бисер и узорную вышивку с тканями и мехами. Это тоже смотрится колоритно и ярко!
Мой папа вырос и всю жизнь прожил в маленьком сибирском поселке. Сюда же он привез и нас с мамой. Так что и я, сохраняя традиции, живу в Югре — Ханты-Мансийском автономном округе. Кстати, сами ханты и манси себя называют остяки и вогулы — округ раньше даже назывался национальным Остяко-Вогульским. В России проживают представители разных малочисленных коренных народов. Ханты, манси, ненцы, вепсы, кереки, нанайцы, ороки. Их много, не смотря на малочисленность представителей каждой народности. И у каждого свои история, культура, язык, обычаи, украшения, музыкальные инструменты!
Недавно, 9 августа, я как раз присутствовала на праздновании Международного дня коренных народов мира в музее истории и этнографии города Югорска. Кроме прочего одна из представительниц коренных народов Севера рассказывала детям о том, что каждый узор на одежде это не спонтанный рисунок, все они — эти узоры — исполнены тайного смысла. Например, пришитая мамой к одежде дочери широкая узорчатая полоса означает пожелание счастливого и долгого жизненного пути. Очень трогательно, правда? Я в восторге от того, как бережно наши маленькие северные народы передают своим детям знания, традиции, секреты рукоделия, сказки. Обожаю Югру! Позвольте поделиться с вами небольшим кусочком этого самобытного, яркого и доброго мира единения человека и природы!
Вот такой рогатый узор называется «березовая веточка».
Без меха нет национальной одежды. Основной промысел северных народов: охота, рыбалка, оленеводство и собирательство (ягод, грибов, трав, шишек).
Что за узор у девушки с чернобуркой на первом фото сказать не берусь. А вот у девушки с рыжей лисой, слева, узор похож или на вариацию той же «березовой веточки», или на вариацию «соболя» (есть похожий узор «сидящий соболь»).
В прикладном творчестве активно используются кожа, меха, бисер, перья и даже чешуя рыб.
Традиционную одежду с удовольствием носят не только раскосые красавицы, но и бабушки, и детки. Это к слову — о преемственности традиций.
Потрясающие малицы!
Кстати, один из шоковых моментов в культуре северных народов — сыроедение.
Только не шпината и морковки, а мяса и рыбы :)
Очень любят девушки манси яркие платки. И они им идут!
Кстати, узор в бисерном колье называется «олень».
Певуньи-северяночки!
Узор вышивки вариация «локотка лисицы».
Бисерные повязки с подвесками! Красота!
Разрешите поделиться своим стихотворением о девушке-ханты и о чае, который любят, наверное, люди всех национальностей! :)
Девочка-хантыйка варит чай
В котелке с копчеными боками
И с улыбкой детской невзначай
Косу робко теребит руками.
Ароматным дымом костерок
Отгоняет вон шальную мошку;
Кутаясь в линялый свитерок,
Я мешаю с сахаром морошку.
От воды, кипящей на огне,
Тонкий пар колечками струится.
Может, это только снится мне?
Неужели это просто снится?
Вот лукавый из-под челки взгляд,
Бисером расшитые чулочки,
Клюквины — как крупный виноград,
В ягеле — брусники алой точки.
Нет, не сон. Мой добрый дух тайги —
Запах сосен и листвы опавшей.
Лес вздохнул — и, словно мотыльки,
Хлопья сажи, в угольках дремавшей.
Девочка-хантыйка варит чай:
В тоненькой обветренной ладошке
Ровная, как белая свеча,
Из березы струганая ложка.
Звонкие подвески на висках
Вторят писку комариной стаи.
Пусть молчим на разных языках!
Эта церемония простая:
Ты мне кружку чая подаешь,
И ресницы ловят лучик солнца.
Я тебе — конфеты: ну, берешь?
Фантиком шурша, она смеется...
Каждый раз, когда обнимет грусть,
О таежных сумерках тоскую.
Знаю — обязательно вернусь,
Розовое небо расцелую!
Рвусь душой туда, где хлопоча,
В котелке с копчеными боками
Девочка-хантыйка варит чай,
Косу робко теребит руками.
Вот такой музыкальный инструмент называется нарс-юх или сынквалтап. Он похож на лодочку, а по звучанию похож чем-то на балалайку или гусли. Еще наши югорчане, например, любят играть на варгане. Обратите внимание, на нетипичные для коренных северных народов черты лица. Ассимиляция. Но даже те, в ком только треть северной крови, считают себя продолжателями рода, изучают свою культуру и чтут традиции.
Мастерицы-рукодельницы даже на ярмарке найдут время для любимого занятия :)
А вот и повседневная одежда. Не такая богатая, конечно, не расшитая бисером и узорами. Но все равно слышны отголоски традиций.
На стыке времен и культур.
Северные мотивы в обычной одежде. Даже в модных коллекциях югорских модельеров! :)
А вот для желающих небольшой ликбез (мало ли пригодится):
Малица — мужская одежда народов Крайнего Севера (ненцев, и частично распространена у коми и ханты). Раньше малицу надевали на тело, теперь - на белье и другую одежду. Малицу шьют из оленьих шкур мехом внутрь, подол — мехом наверх.
Совик (гусь, сокуй, кумши, кумшин, савак, соок, ягушка) — верхняя меховая одежда с капюшоном или без, надеваемая на малицу.
Унты (от эвенкийскго УНТА — ОБУВЬ), название меховой обуви. Кисы — так называют унты ханты и манси. Я в таких все детство пробегала. И до сих пор хожу! В 50 только они от холода и спасают :)
И бонус!
Потрясающие, глубокие и живые портреты коренных жителей Сибири от фотографа-путешественника Александра Химушина!
ЭВЕНКИ
ЭВЕН
ДЕВОЧКА-ЮКАГИРКА
БУРЯТЫ
УЛЬЧИ
УДЭГЕЙЦЫ
САХА
ДЕВОЧКА-УЛЬТЫ
НАНАЙСКАЯ ДЕВУШКА
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА ДОЛГАНОВ
ТАЗЫ (одна из самых малочисленных национальностей России наряду с ижорами, ороками).
ОРОКИ
ЧУКЧА
ТОФАЛАР
НИВХИ
НЕГИДАЛЬСКАЯ ДЕВУШКА
Море вдохновения вам и позитива! Спасибо, что досмотрели мою подборочку до конца! :)
А тем, кому хочется еще глубже погрузиться в культуру северных народов, очень советую поискать в интернете сказки! Потрясающий фольклор — непривычный, нелогичный, волшебный и словно инопланетный. Как вариант — сборник сказок Слинкиной и Чучелиной.