31 августа- день памяти Марины Цветаевой.
День ее смерти.
К этому дню я приурочиваю свою сегодняшнюю публикацию. Это фотографии болшевской дачи, в которую Марина Ивановна вернулась после эмиграции. Ведомственная дача, принадлежавшая НКВД. Недавно в музее прошел ремонт и вид у дачи стал очень буржуазным. Дорогие обои, шторы из органзы (отчего-то?). В такой уютной буржуазной дачке вряд ли будешь вздрагивать от шороха шин по грунтовой дороге и шелчка щеколды.В такой даче можно сытно и уютно жить,пить чай из самовара и петь романсы под гитару.
Так что не верится, что Цветаева считала этот дом холодным,мрачным и страшным. Дом, в котором все жили и ждали смерти.
Мне посчастливилось впервые увидеть его до ремонта. Вернее,в самом начале ремонта... Я подошла к калитке декабрьским вечером. Все было закрыто. На калитке табличка "Ремонт". Но вдруг из вагончика-бытовки вышла одна из хранительниц музея, Алена Трубицына. Она так и жила в вагончике, топила дровами буржуйку. Это было счастье! Она просто пригласила пройти и несколько часов рассказывала,рассказывала... Показывала рамы: форточки помнят руки Марины... Досчатый пол: тот еще пол. Читала стихи.
Это была неуютная дача. Было темно и холодно. И вот она смогла дать чувство холода и мрака.
Каждый год,31 августа, собирается в комитетском парке напротив дачи цветаевский костер. Приходят желающие, читают стихи,поют песни.