Дорогие друзья! Наверное, каждый из нас в детстве хоть что-то, да коллекционировал… Помню как мы собирали фантики от разных конфет и шоколадок, от жвачек, и складывали их в заветные коробочки, а потом собирались с подружками вместе и любовались, перебирая эти вкусно пахнущие обертки, делились, обменивались. Это увлечение не обошло и меня. Завалов фантиков у меня было достаточно много… Еще я долгое время коллекционировала мыло. Да-да, обыкновенные кусочки мыла в бумажных обертках. Разные. Коллекция мыла у меня тоже была внушительная. Скупала в магазинах все, чего не было еще у меня. Мне привозили его родственники и друзья отовсюду, я привозила его из каждой поездки домой, где бы я ни была. Школьные учителя недоумевали, зачем мне тащить с собой такую тяжесть Даже на встрече выпускников спустя много лет после окончания школы классная руководительница вспоминала об этом с улыбкой. Сейчас немного жалею о том, что не сохранила эту коллекцию. Также как и коллекцию фантиков...
Но одну свою коллекцию я бережно храню до сих пор. Это коллекция открыток В.Зарубина. Я испытываю какой-то трепет всякий раз, когда смотрю на эти открытки. И вот пришла мысль поделиться с Вами своими сокровищами, фото которых я буду выкладывать уже в комментариях, ибо текст получился и без того длинным. Надеюсь, Вам придется по душе знакомство с творчеством этого замечательного художника, автора любимых открыток из моего детства., и Вы с удовольствием познакомитесь с его биографией.
Владимир Иванович Зарубин — замечательный советский художник-мультипликатор, талантливо и плодотворно работавший также в жанре почтовой миниатюры.
Яркий авторский стиль Владимира Ивановича безошибочно узнаваем каждым, кто хотя бы несколько раз видел его открытки. Все мы, «рождённые в СССР», все наши семьи почти на каждый праздник получали из разных уголков страны открытки с бесподобными и обаятельными зайками, белками, медвежатами и ежатами. На каждой карточке — маленькая добрая сценка с заботливо прорисованными деталями. У каждой мордочки — своё выражение, отвечающее сюжету. Они как живые. Наверное, поэтому мы так любим работы В.И. Зарубина.
Знакомы вам эти открытки?
Если даже и нет, то стиль этого художника неизбежно узнаваем. Его добрые зверушки были частыми гостями в ваших почтовых ящиках. На каждый праздник в советское время было принято поздравлять открыткой своих родственников и друзей. А это значит - за две недели до праздника закупались пачками открытки, выделялся среди домашних дел свободный вечерок и кто-то из членов семьи (чаще всего мама - она и родственников всех помнит, и слова нужные для поздравления находит) садится подписывать открытки. Автор этих прекрасных открыток художник Владимир Иванович Зарубин.
Родился Владимир Иванович Зарубин 7 августа 1925 года на Орловщине, в деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области.
Его отец был инженером-дорожником, поэтому их семья много ездила по местам командировок. В семье было трое детей: старший сын Вениамин тянулся к технике, был талантливым радиоинженером, средний – Александр - писал стихи, а младший – Володя - с детства любил рисовать. Возможно, этому способствовала большая коллекция открыток и книг с репродукциями картин, которые приносил в дом отец, инженер-путеец, который имел неплохую (а по меркам сельской местности — просто замечательную) — в пять тысяч экземпляров — коллекцию открыток. Первый в жизни В.Зарубина рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Володе пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил.
В силу специфики работы отца семья будущего художника постоянно кочевала по стране и начало Великой Отечественной войны застало их в г. Лисичанске. Старшие братья ушли на фронт, а когда город был захвачен немецкими войсками, Володя, которому не исполнилось и 17 лет, вместе с другими подростками был угнан в Германию. Там он работал в «трудовом лагере», на одном из заводов в Руре. Ему пришлось много повидать и испытать. Жестокость, издевательства, скудная еда, страх расстрела — так заканчивалось детство будущего художника.
В 1945 году он был освобождён союзными американскими войсками, но после войны остался в советской оккупационной зоне, где несколько лет отслужил в армии. С 1945 по 1949 год служил стрелком в комендатуре Советской армии.
После демобилизации в 1949 году вернулся в Лисичанск, а спустя некоторое время перебрался к брату, который тогда уже служил в Москве.
Сначала работал художником в Министерстве угольной промышленности (до 1950 года), С 1950 по 1958 год был художником на заводе (который позднее стал именоваться НПО «Гиперон»), где познакомился со своей будущей женой — чертёжницей из конструкторского бюро Надеждой Ульянкиной.
В 1956 году поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, которую окончил в 1958 году.
Любовь к рисованию привела Зарубина на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», где он учился параллельно с работой на заводе и учёбой в вечерней школе и Университете Марксизма-Ленинизма МГК КПСС.
Закончив курсы мультипликаторов он всецело предался любимому занятию. По окончании учебы Владимир Иванович стал работать на киностудии «Союзмультфильм», где и началась его настоящая карьера художника. С 1957 по 1982 год он работал художником-мультипликатором, приняв участие в создании около сотни рисованых мультипликационных фильмов.
Зарубин работал во многих жанрах изобразительного искусства. Особенно запомнился созданием своих фирменных героев советской мультипликации. Именно он участвовал в создании первых выпусков "Ну, погоди!", "Бременских музыкантов" (помните Гениального Сыщика?), «Маугли» и др.
Впоследствии из-под его пера вышли образы героев около 100 мультипликационных фильмов!
Работа на студии неоднократно отмечалась. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования на студии и…первый инфаркт.. (об этом чуть позже). Владимира Ивановича приняли в Союз Кинематографистов СССР только в конце 70-х, спустя почти 10 лет после подачи заявления. Зато частенько называли лучшим мультипликатором страны.
Пробовал Зарубин себя и в издательском деле, успев поработать в Крокодиле, Малыше и других журналах, иногда иллюстрировал книги.
Работа на студии была весьма нервной и напряженной и здоровье художника пошатнулось.
Вот тогда Владимир Зарубин и нашел себя в почтовой миниатюре (а конкретно – открытках).
Именно в ней он и прославился больше всего и стал известен и узнаваем среди миллионов соотечественников, как художник поздравительных открыток (в основном, на мультипликационную тематику), рисунков на конвертах, календарей и другого.
В 1962 года была выпущена его первая открытка с символом того времени — веселым космонавтом. Впоследствии Владимир Иванович иллюстрировал немало книг, но главной его любовью оставались открытки. В советское время их десятками приносили в каждый дом — традиция поздравлять по почте родственников, друзей, учителей, одноклассников, бывших соседей была сложившейся и любимой. Довольно быстро открытки Зарубина стали самыми популярными в стране. Их спрашивали на почте, за ними выстраивались очереди в магазинах.
Этому способствовал его собственный стиль изображения зверей, который по достоинству оценили в издательском центре "Марка". Вспомните и вы - наверняка у вас дома сохранилась открытка с веселым зайцем, ежиком или мишкой. Детвора, конечно же, собирала эти открытки и писала письма художнику. Удивительно, но он находил время отвечать. Самый добрый художник страны был еще очень добрым человеком. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».
А ведь теперь эти открытки имеют коллекционную стоимость! Сейчас открытки Владимира Зарубина пользуются спросом у коллекционеров филокартистов. Некоторые из его работ выпускались очень небольшими тиражами и собрать полностью коллекцию из более чем нескольких сот его миниатюр считается большим везением. Его работы ценятся коллекционерами. Коллекционирование открыток Зарубина является самостоятельной темой в филокартии.
Если раньше на худ советах некоторые из работ мастера не принимали по каким то надуманным причинам, то в последние годы жизни все его "зарубленные" эскизы были воплощены на бумаге. Даже в постсоветское время художник работал над оформлением открыток, хотя его отношения с частным издательством складывались не благополучно, что послужило причиной его трагической смерти...
Хотя, вы сами без труда сможете найти пару открыток с его зверями у себя в старом комоде, ведь когда то дарить открытки по почте было так же естесственно, как сейчас писать письма по электронке.
Общий тираж открыток, созданных Владимиром Ивановичем, вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни, 21 июня 1996 года.
В 2007 году был издан каталог открыток Владимира Зарубина.
Он действительно работал, все силы отдавая любимому делу. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования на студии и первый инфаркт. Дело в том, что работа мультипликатора уникальна. С одной стороны, его окружают "люди искусства" со всеми своими амбициями и странностями, а с другой стороны - это то же самое производство с планом, накладными, нарядами и так далее. Добавьте к этому традиционные интриги, блат и прочие "прелести". Теперь учтите преданность работе и увлеченность, честность и открытость - результат, я думаю, ясен.
После инфаркта работал, в основном дома, больше внимания уделяя уже открыткам. Спустя много лет он ушел со студии и занялся почти исключительно почтовой миниатюрой..
В начале 90-х годов он начал постоянно работать с одним маленьким издательством. В значительной мере на открытках В.Зарубина издательство поднялось, на их продукцию был спрос. Однако вскоре издатель стал задерживать оплату, ссылаясь на различные проблемы. Затем вообще перестал платить, однако продолжал требовать новых открыток. После более чем года такого беспредела он по телефону в резкой форме сообщил художнику (прекрасно зная о состоянии его здоровья), что "денег нет и не будет" и что "фирма разорилась". Через несколько часов Владимир Иванович умер. Дома. Внезапно. У собственного сына - Александра Ивановича - на глазах. Это случилось 21 июня 1996 года в Москве, в возрасте 70 лет. Его жена после этого не прожила и года. Она умерла 11 марта 1997 года, промучавшись 2 месяца в больнице. А издательство существует. И издатель тоже...
Художника не стало, а его работы продолжают жить, в них мы по-прежнему чувствуем его тепло, лукавый взгляд и добрую улыбку. Стиль его открыток многим уже известен и очень любим. Посмотрев на эти открытки, Вы тоже обязательно улыбнетесь, а значит, света и радости в этом мире чуточку прибавится! С улыбкой!