Всемирная сеть давно не только место поиска информации. Форумы, блоги, социальные сети используются как дискуссионные клубы, группы по интересам. И везде спорят, очень много споров, спорят постоянно. Большинство оппонентов пытаются доказать только своё единственное правильное мнение, не слыша доводов, аргументов и объяснений других. По принципу «я прав, потому что я прав априори…» Люди сами назначают себя экспертами во всех областях, хотите обсудить кулинарию — пожалуйста, хотите об искусстве — да пожалуйста, о нано-технологиях — и тут пожалуйста, рассуждают обо всём, лишь бы показать а-ля кругозор и компетентность. Не вступая ни с кем в полемику, выскажем сугубо наше субъективное мнение.
Много споров вокруг вышитых икон и процесса вышивания. Как относится к таким иконам, как к светской или церковной культуре? Даже пресс-служба РПЦ признала этот вопрос не совсем корректным, так как это слишком узкое суждение: какая вышитая икона произведение искусств, а какая канонически церковная. Вышивка пришла из Византии, во времена крещения Руси. Появление вышитых образов связывают с желанием брать икону в военные походы и путешествия. В истории церковного искусства великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Если в схеме для вышивания иконы соблюдены догматы и каноны Иконописных подлинников (лицевого и толкового специализированного руководства по иконографии), то по своему существу она ничем не отличается от написанной иконы. Православие никогда не ставило цели поклоняться иконе как идолу, в противовес язычеству, на место которого она пришла. Икона — это изображение лиц и событий библейской или церковной истории, созданное для усиления молитвы верующего. В главном храме России, в Храме Христа Спасителя выставлены вышитые иконы. Там же проходят выставки современных икон, вышитых жемчугом, бисером и драгоценными камнями. Икону называют ещё Библией для малограмотных. Верующему понятны образы иконографии — «язык святых икон». Икона открывает людям догматические истины Православной веры.
Если вспомнить историю иконописи, то изменения вносились по мере развития прогресса, эти изменения постепенно признавались церковной культурой и становились канонами. Изначально были фрески и стенопись, только потом появились иконы, написанные на досках, затем научились писать на холстах, появилась полиграфическая продукция и так далее. Сегодня технологии позволяют делать 3D модели икон. Цветовая палитра изначально ограничивалась несколькими основными цветами (византийская школа, аскетическое и суровое), потом палитра значительно увеличилась (Рублёв, Дионисий, духовная насыщенность), эпоха Возрождения (Да Винчи, Боттичелли, реализм), сегодня можно создать и распечатать в полном цвете с фотографической точностью (гиперреализм). Вышивание иконы — такой же процесс иконотворчества, с той разницей, что вместо каменной или деревянной основы — холст, вместо красок — нитки и бисер. Требования же к изображению, выходящему из рук мастера, остаются те же, руководства по иконописи дают точные наставления.
Из основ социальной концепции РПЦ: «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам». «Каждый получит свою награду по своему труду.» (1 послание св. Ап. Павла к Коринфянам. (3:8).
Люди по-разному приходят к Богу. У каждого своя дорога в Храм и не важно какой дорогой идти. «Если будешь искать Его, то найдешь Его.» (1 Пар. 28:9). И так же, по-разному люди проявляют свою веру и любовь к Богу. Кто-то ходит в церковь на службы, кто-то молится дома, кто-то пишет иконы, кто-то их вышивает, одни делают на показ, другие тихой сапой, третьи по канонам, четвертые как подсказывает душа. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.» Книга Притчей Соломоновых (Притч. XIX, 21)