В свете своего предыдущего поста о выставке Нефертари расскажу о том, как мумифицирование помогло увековечить тела некоторых египтян в искусстве. Неожиданным способом, и не совсем так, как бы им этого возможно хотелось.
Древние цивилизации угасали, и Египет не был исключением. Религии менялись, и отношение к телам усопших тоже. По последним данным мумифицирование в Египте началось аж в период Накада II (а это ок.3600гг до н.э.), и к тому же египтяне мумифицировали не только тела людей, но еще птиц и животных, начиная от кошек и ибисов, заканчивая крокодилами и верблюдами, - представляете, какое количество мумий хранил в себе Египет к Средним векам? Учитывая интерес европейцев к загадочному Египту ещё со времён Геродота и не угасающий до сих пор, было очевидно, что вечно покоиться с миром этим бедным забальзамированным останкам никто не даст. .
Где-то с XVI века мумии (как полностью, так частично))) в Европе пользовались большим спросом, как диковинка, но в основном их применяли в качестве лекарства. Египтянам, уже к тому времени прочно ставшим мусульманами, это было только на руку, ибо это был хороший бизнес.
Торговец мумиями, 1875г.:
Но был и ещё одни способ применения мумий: перетертыми в порошок их смешивали со смолой и миррой и далее они использовались художниками в качестве краски. Называлась такая краска «коричневая мумия», производилась она с XVI аж до начала XX века. По-видимому использовались не только египетские останки, считается, что Мартин Дроллинг в качестве пигмента в этой краске применял останки французских королей, выброшенных из могил после революции.
Мартин Дроллинг «Интерьер кухни», 1815г.:
Особенно популярна «коричневая мумия» была в XIX веке среди прерафаэлитов, но, нужно отдать должное, не все из них «ведали, что творят». Джорджина, жена художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса вспоминала в своей книге такой случай:
«Мы все сидели и беседовали после обеда… и мужчины обсуждали различные краски, которыми пользовались в работе. Мистер Тадема [художник-прерафаэлит Лоуренс Альма-Тадема] всех удивил, сообщив, что недавно в мастерской своего поставщика осматривал мумию, предназначенную для изготовления краски. Эдвард презрительно отверг саму мысль о том, что пигмент как-то связан с мумиями; он сказал, что название лишь указывает на определенный оттенок коричневого. Но когда его заверили, что краску изготовляют из самых настоящих мумий, он тут же нас покинул, поспешил в мастерскую и вернулся со своим единственным тюбиком “коричневой мумии”, настаивая на немедленном и достойном погребении. Мы вырыли ямку в зеленой траве у наших ног, положили туда тюбик, и одна из девочек отметила могилу, посадив там маргаритки».
Позже об этом случае вспоминал и Редьярд Киплинг, который приходился племянником Джорджине и присутствовал при этом инциденте.
Эдвард Бёрн-Джонс «Милостивый рыцарь», 1863г.:
«Коричневая мумия» очень скоро перестала пользоваться спросом по нескольким причинам: во-первых, она обладала не очень хорошими чисто техническими характеристиками; во-вторых, морально-этические и религиозные убеждения среди художников все-таки взяли верх; да и запас мумий хоть и был велик, но постепенно иссяк.