Все реже и реже встречаю людей, которые работают с муштабелем. И сказать честно, меня это удивляет, ведь это удобно в любой из сфер, таких как живописная, декораторская или дизайнерская. В 80-е, когда я работала художником-оформителем, без этого инструмента не обходилось ни одно написание стенда с фамилиями победителей социалистического соревнования или создание щитов с гербами Союзных республик. И в студии, и на пленере использовали его активно. Я даже себе представить не могу мастерскую, в которой среди инструментария нет этой «трости».
Конечно же, с появлением компьютерных технологий отпала необходимость писать от руки тексты, и плакатные перья стали продаваться как винтажные штучки, но тем не менее муштабель остается любимым инструментом художников.
Хочу объяснить, почему именно про муштабель я решила сегодня рассказать тем, кто про него не знает, и позабавить интересными фактами тех, кто про него просто забыл. Как-то, в разговоре с одной из коллег, мы затронули тему точности линий в городском пейзаже... И я сказала, что не вижу проблем, поскольку муштабель всегда под рукой. Узнав в первый раз от меня об этом «хитром приспособлении» и о том, что именно он помогает мне прописывать точно детали работы, меня пришпилили ответом: «Нужно руку набивать, а не фигнёй своё дилетанство прикрывать». Согласна, что руку набивать нужно, чем и занимаюсь каждый день с детства, но уж очень хочется выступить в защиту этого древнего и любимого многими великими художниками иструмента.
Итак, что же такое муштабель?
Муштабель — легкая палочка от тридцати пяти сантиметров до одного метра, с мягким круглым набалдашником. Классический инструмент живописца служил дополнительной опорой правой руке для того, чтобы пальцы не касались свежего красочного слоя и не пачкали холст.
Испачканная и размазанная работа под рукой — это действительно печально. Представьте теперь, что рисуете не карандашом, а маслом, например. Ну или у вас сложнейший огромный чертёж.
Традиционный вид муштабеля простой, это именно батожок: состоит из палочки и шаровидной подушечки. Эту палку кладут наискосок поверх холста. Свободный конец упираем в край мольберта или подрамника и придерживаем левой рукой. Правую руку кладём на тот конец, на котором шишечка. Шишку упираем в чистое место холста, которое не размажется при соприкосновении. Соответственно, если вы левша, то переверните всё это дело наоборот.
А теперь рассмотрим вариант необычного варианта применения этого инструмента для живописи, которое говорит, что муштабель — это древнейший инструмент для живописи.
Культура пробивания яйца страуса муштабелем сложилась давно, хорошо прослеживается и сохранилась почти в первозданном виде вплоть до конца XIX века, а может быть, и до наших дней. Можно сказать, что зримая культурная история человечества густо усыпана скорлупками страусиных яиц.
Еще римский историк Светоний Гай Транквилл писал: «К концу царствования императора Тиберия количество страусиных яиц, доставляемых в Рим, достигло десятков тысяч». И дальше: «Молодой Нерон и его брат Германик проводили долгие часы со своим учителем Сенекой, отрабатывая приемы разбивания огромных яиц. Весь Рим занимался тем же».
С XVIII века специальные «клубы по пробиванию яиц», или «собрания пробивальщиков», распространяются по всей Европе. Занятия с муштабелем и яйцом становятся настолько популярны, что отдельные вельможи, например, художник Веласкес, даже путешествуют со страусиными яйцами, для чего в дорожных каретах оборудуются специальные ящики с углублениями, обитые бархатом или сафьяном внутри, и футляром для муштабеля.
Искусство удара изучали серьезно, для чего часто приглашали странствующих профессионалов. Небезызвестный граф Калиостро демонстрировал короткий удар по яйцу, которое держала бедрами одетая в трико девица. Дамы от такого зрелища покрывались румянцем, а мужчины умоляли графа повторить. Собственные «школы» стали складываться в важнейших общественных и политических точках Европы.
В Берлине, Париже, Лондоне, Вене, Мадриде и Варшаве каждый вечер сотни людей клали на ломберный столик страусиное яйцо и брали в руки муштабель.
Наряду с классическими ударами, в разных городах применялись и совершенно новые приемы. Например, в Лондоне муштабель был длиннее, а яйцо перед сеансом варили, в Вене яйцо подвешивали на кронштейне, а в Варшаве были случаи, когда действие совершалось в полной темноте.
В Россию страусиные яйца завез граф Алексей Разумовский, он же сам и разбил их муштабелем на специально организованном ужине в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Вечеринка так понравилась Ее Величеству, что тотчас был отдан приказ «О покупке и отправке в Россию всех яиц страусиной породы, кои можно приобрести или достать иным путем». Денег велели не жалеть и «доставлять ко двору немедля».
Можно с уверенностью утверждать, что перед страусиным яйцом с муштабелем в руке проводили время почти все выдающиеся персонажи российской истории с начала XVIII до конца XIX века.
Петр Аркадьевич Столыпин, став премьером, решительно запретил пробивать страусиные яйца. «Довольно сеять яичную скорлупу, из нее ничего не вырастет, нам надобно сеять то, что даст всходы». Император Николай II неожиданно поддержал своего премьера. Ура-патриоты всех мастей объединились и объявили страусиные яйца изобретением жидомасонов. Пробивать их стало непатриотично и даже опасно. Приходилось собираться тайно. Сергей Юльевич Витте в пику Столыпину устроил настоящую фронду. Он часами разгуливал по Невскому со страусиным яйцом под мышкой. Его не трогали, но многие перестали с ним раскланиваться.
Перед революцией последнее пробивание состоялось на квартире фрейлины Вырубовой. Но вечер прошел неудачно. Разбивальщиком выступал князь Мятлев. Он уже занес руку, но в залу ввалился пьяный Распутин. Он вырвал из рук князя муштабель и, переломив его, как соломинку, одним ударом кулака разнес вдребезги страусиное яйцо. Дамы вскрикнули. Григорий демонстративно облизал кулак, смачно плюнул на пол и изрек: «Говно есть говно» — и, хлопнув дверьми, покинул помещение.
Мы располагаем огромным количеством документов об обряде «пробивания страусиных яиц муштабелем», об истории этого странного действа и о его участниках с древнейших времен и почти до наших дней. Мы знаем очень много, но до сих пор не знаем главного. Зачем они это делали?!
Автор исторического исследования Анатолий БЕЛКИН, Санкт-Петербург
В материале использован рисунок неизвестного испанского художника «Пробивальщики за работой», начало XIX века.