Живописная картина, вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет, – настоящее украшение квартиры, офиса, галереи. Сохранение живописи – задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины. Только от вас будет зависеть на сколько долго проживет Ваша картина!
Для того, чтобы спустя десятилетия творение мастера радовали глаза и грели душу, необходимо соблюдать ряд требований к ее хранению. Картина может быть написана на холсте, на плотном картоне, на дереве, оргалике или на других твердых поверхностях. Картине, которой меньше года, нуждается в солнечном свете и свежем воздухе, так как затвердевание масленой краски происходит только на втором году жизни картины. Поэтому нужно разместить картину в хорошо освещенном месте, где часто проветривается теплом, при этом избегая прямых лучей от солнца, от которых масло может потемнеть.
Только на втором году "жизни" картины, она покрывается лаком. Например, даммарным, пихтовым или другим спецальным лаком для масляной живописи. Благодаря этому картина станет устойчивее к воде, солнечному свету и другим механическим повреждениям. Хочу отметить, что лаки различаються по составу, матовости и конечно же ценой. Если вы плохо в этом вопросе разбираетесь - "каким же лаком лучше всего покрыть", то рекомендую сначало проконсультироваться с специалистом. Для лака так же необходимо время для высыхания и свежий воздух.
Хочу отметить, что под стекло оформлять картину не нужно, достаточно аккуратно за ней ухаживать. Но все же никто не запрещает защитить картину под стекло, если она евлется ценным произведением. Важно, чтобы к этому моменту краска и лак были полностью сухими, а стекло не касалось красочной поверхности картины.
Рекомендации об условиях хранения и экспозиции масленой картины:
1. Никогда не вешайте картину рядом с плитой, духовкой или печкой. Отмыть картину от копоти будет очень трудно, я бы сказала невозможно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
2. Повторюсь еще раз - никогда не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, может, защищает краску, но не на 100%. Под прямым солнцем работа всё равно будет выгорать.
3. Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.
4. Так же не вешайте картину близко к кондиционеру или отопительному прибору. От постоянного сквозника и воздействия высокой температуры краска может начать трескаться.
5. Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
6. Проследите, чтобы гвоздь, на который Вы повесите картину, не касался сзади холста.
7. Старайтесь не трогать голыми руками слои краски.
Как ухаживать за картиной? Довольно не сложно! Время от времени удаляйте пыль. Это делается подушечкой или рукавичкой из бархата. Нажим на поверхность картины должен быть самим минимальным. Не используйте для таких целей перовки, щетки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность. нивкоем случае не используйте для протирания влажную тряпку или удалять пыль пылесосом. Так же можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Для удаления более сильных загрязнений, лучше всего протирать работу слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять, если есть трещины на картине. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским). Слишком сильно загрязненая работа, то самостоятельно не, пусть это лучше сделает специалист.
Бывают моменты, что холст провисает (появляются неровности, складки). Никогда не мочите холст с обратной стороны - это может привести к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у работы раздвижной с клинками (модульной), то осторожно подбейте клинья, если вы не уверены, что справитель с этой задачей, то обратиться к профессоналам. Если же подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), то не подтягивайте холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или заменастарого подрамника на модульный.
Хочу выделить еще один момент не менее важный. Со временем картины могут терять свою насыщеность красок, и они начинают темнеть. Можно конечно обратиься к рестовратором, но можно сделать осветление и самим.
1. Сначала надо убрать гвозди, с помощью которых фиксируют подрамник на раме, и вынуть картину.
2. После следует смести губкой с полотна пыль и мыльной пеной промыть картину, затем обмыть чистой водой и оставить картину подсыхать.
3. Такая обработка живописи приводит к тому, что картина теряет исходный блеск, из-за того, что покрывающий ее лаковый слой становиться матовым. Восстановить блеск можно, если распылить кроющий лак над полотном, а затем поместить подрамник в раму.
4. на последок, для освежения цвета, после чистки на поверхность картины можно нанести каплю льняного или макового масла. Масло следует аккуратно и тщательно растереть чистой мягкой тряпочкой, излишки масла необходимо убрать.
Масляная живопись евляется одной из самых долговечных техник, поэтому мне так нравится писать картины именно маслеными красками. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями!