Вчера я познакомился с историей Винсента Ван Гога, и это очень печальная история. 27 лет в поисках себя и своего пути, 10 лет вулканического, феерического творчества, постоянное самосовершенствование, бесконечная работа над техникой, цветом, ЧУВСТВЕННОСТЬЮ картин. Бесконечно добрая, самопожертвенная душа, стремящаяся к любви и заботе о всём живом. ДВЕ ТЫСЯЧИ КАРТИН. Но за всё время жизни из двух тысяч своих картин он продал всего одну!
Мне страстно захотелось найти ответ на жизнь Винсента Ван Гога. Я узнал о нём больше, и таких получилось два:
1) Никогда не сдаваться
Винсент умер не своей смертью, а застрелился от отчаяния. Казалось бы, есть от чего. Десять лет он жил в бедности, а рисовал на средства младшего брата, безвозмездно спонсировавшего творческую деятельность старшего, но не добился никакого финансового результата и признания.
Но гигантский потенциал неминуемо раскрылся бы. Мир был уже готов к переходу в новый жанр имрессионизма. Не хватило буквально нескольких лет.
2) Искать новые способы рассказать о себе.
Винсент провёл совсем немного (упоминается только одна) выставок-продаж, и (возможно) не раскрывал на них сути своего мышления. Истинное признание картинам пришло тогда, когда были опубликованы три книги с его письмами брату. В письмах раскрывалось глубочайшее мышление художника, его духовные переживания и поиск.
А вот самый главный вопрос остался без ответа:
3) Можно ли считать успех и славу, достигнутые ПОСЛЕ жизни?
Должен ли я поставить своей целью получить непременный успех и пожать его плоды (а это означает игру по правилам социума), или достаточно идти своим путём, получать удовольствие от самого творчества и духовно развиваться как художник и Человек?
Понятно, что рассуждения эти в определённой степени умозрительны, и мы всегда будем лавировать между первым и вторым, искать золотую середину. Не получая удовольствия, не сделаешь продаваемый шедевр, а не показывая картины людям, быстро перестанешь получать удовольствие... Может, это и ответ...
Тем, кто дочитал до сюда, расскажу, что картина "ветер", оглавляющая мой очерк, написана как раз под влиянием творчества Винсента Ван Гога и истории его жизни. Она большая, 40*60 см, и мазки в ней крупные и броские. Мне некогда было стараться и заниматься детализацией, меня обуревали эмоции и этот самый холодный ветер, несущий ошмётки разноцветных мыслей, завывал в моей голове.
Мир уже никогда не будет таким, как прежде.