Некоторое время назад назад задумала и начала воплощать тему путешествий во времени, рассказы о русских костюмах.
Рассказы о
Следующим планируется рассказ о костюмах Русского Севера.
Так сложилось, что в августе этого года побывала в самом южном городе Кировской обасти — в Вятских Полянах, где в феврале 2016 открылся музей «Дом шляп».
Благодаря основателям музея — Олегу Уварову и Валерию Смолюку, которые организовывают и ежегодный Фестиваль Шляп Мастеров с Ярмарки собрала театральный художник Ирина Гончарова, было интересно и весело.
Увиденное своими глазами в музее — конечно не сравнится по силе восприятия с фотографиями. И мне очень радостно, что удалось посмотреть вживую девичьи повязки и сороки, борушки и кики. Впечатляет сильно.
И есть возможность рассмотреть детали и вышивки и другой отделки.
«Музей головных уборов народов мира» — первый и пока единственный в России.
Головные уборы, представленные в музее — русские венцы, сороки и кокошники, сибирский малахай, татарский калфак и капяпуш, старинные складные шляпы «шапокляк», швейцарские береты, австралийские широкополые шляпы, финская шапка четырех ветров — сделаны в точном соответствии с историческими традициями отечественными и зарубежными мастерами.
Первое, что производит впечатление в музее — грамотно организованное пространство. Интересные решения.
Есть и яркий свет и уютная атмосфера. Такой контраст не дает усталости замылить глаз.
И помогает с интересом рассмотреть более 250-ти национальных, старинных и современных, этнических и дизайнерских головных уборов, собранных по всему свету.
Всего в музее три зала. В первом зале можно примерить необычные шляпы и шапки.
И наглядно посмотреть, какое значение в внешнем виде человека имеет головной убор — часть традиции из глубины веков, где каждый элемент одежды чрезвычайно важен для понимания истории народов мира.
Второй зал посвящен головным уборам народов России. О нем и пойдет сейчас рассказ — Русский Север, Поволжье, Урал, до Казахстана.
Самый просторный и светлый, третий зал расскажет о результатах кругосветной экспедиции «Hat Master», позволившей собрать богатейшую коллекцию разнообразных головных уборов.
И это будет в следующей части рассказа о Доме шляп.
Музейная экспозиция — один из увлекательных способов приобщиться к мировой истории.
Начинаем путешествие во времени.
Стилизованные головные уборы по мотивам русских традиционных: картуз, кичка курская, сорока, кокошники.
Изготовитель: ООО «Ирма-Декор», город Москва.
Сорока.
Кичка курская. Картуз.
Кокошник.
Композиция «Вятская завалинка».
Творческий проект учащихся МБОУ ДО ДХШ город Вятские Поляны Кировской области
Руководитель Ступникова Е.В.
Шамшуры (чепцы), изготовлены Ольгой Спеховой, город Пермь
Борушка — головной убор замужней женщины.
Изготовлены Татьяной Протасовой, Центр традиционной народной культуры, село Нюксеница, Вологодская область.
КАЗАХСТАН. Головные уборы и костюм.
Кусочек Севера.
Малахай медвежий — мужской головной убор.
Мастер — Владимир Лаптёнок, мастерская «Звериные обереги», город Красноярск.
Капор сава ненецкий — женский головной убор. Приобретен в Салехарде, ЯНАО, 2016 год.
Детский совик ненецкий (гусь, сокуй, кумши, савак, соок) — детская верхняя одежда.
Обувь детская из рыбьей кожи, изготовление середины 20 века.
Видна кисть от пояса — обязательного элемента женской одежды.
Приобретено в Салехарде, ЯНАО, 2016 год.
А справа от детского костюма виден летний головной убор нанайцев — талома апу с орнаментом «Дракон Мудур».
Мастер, его сделавшая — Раиса Григорьевна Баранова-Дигор, член Союза художников России.
Материалы — берета, краска туса (смесь тертой икры и сажи).
Маска «Кам».
Мастер — Владимир Лаптёнок, мастерская «Звериные обереги», город Красноярск.
Также представлена шапка башкирская традиционная «калапере», зимний мужской головной убор.
Даритель: Ситдиков Анис Дамирович, город Уфа, республика Башкортостан.
Фото будет размещено в комментариях, из-за качества.
Часть стены при входе во второй зал занимает карта России из деревянных спилов.
ТАТАРСТАН
Калфаки — татарские головные уборы, женские (дальний ряд).
«Алина», праздничный, золотная вышивка. Автор: Лариса Чубукова, ООО «Туран Арт», город Казань, РТ, 2013 год.
«Наиля», праздничный, золотная вышивка. ООО «Туран Арт», город Казань, РТ, 2013 год.
Тюбетейки — татарские головные уборы, мужские (передний ряд).
«Тимерхан», праздничная. Автор: Луиза Фасхутдинова, ООО «Туран Арт», город Казань, РТ, 2013 год.
«Чулпан», праздничная. «Салават», город Казань, РТ, 2013 год.
«Каляпуш», повседневная. ООО «Туран Арт», город Казань, РТ, 2013 год. без фото.
Удмуртская Республика
Налобная повязка (йыркерттет) и платок. Головной убор удмуртской женщины, начало 20 века.
Дар фольклорного коллектива «Бурановские бабушки», село Бураново, Малопургинский район, Удмуртская республика.
Концы головного полотенца (чалма пумъёс). Часть головного убора удмуртской женщины, начало 20 века.
Дар архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лурдовай», деревня Лурдовай, Завьяловский район, Удмуртская республика.
1. Головное полотенце. Сер.20 века. Дар архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лурдовай».
2. Головное полотенце «Кышон». Национальный центр ДПИ и ремёсел, город Ижевск.
3. Йыркышет — шапочка замужней женщины. Национальный центр ДПИ и ремёсел, город Ижевск.
Республика МАРИЙ ЭЛ
Платок (пылышмович). Головной убор марийской женщины. Бытовал: Звениговский район, республика Марий Эл.
Мастер: Веткина Лидия Васильевна, поселок Сернур, республика Марий Эл.
Шимакш. Головной убор марийской женщины. 40-е годы 20 века, реставрирован.
Даритель: Веткина Лидия Васильевна, поселок Сернур, республика Марий Эл.
Шарпан (полотенце шейно-головное). Головной убор марийской женщины. Бытовал: Звениговский район, республика Марий Эл.
Нашмак (налобная часть). Часть головного убора марийской женщины.
Даритель: Майкова Надежда Евсеевна, город Звенигово, республика Марий Эл.
Шимакш (тюрик). Головной убор марийской женщины.
Бытовал: село Арык, Малмыжский район, Кировская область, начало 20 века.
Верхний ряд, слева-направо:
1. Мастера: Осокины Екатерина Петровна (1915-1999 годы) и Пётр Алексеевич (1917-1999 годы)
Передала — Курочкина Ираида Петровна.
2. Шейное украшение.
3. Мастер Тимшина Александра Николаевна. Передала — Тимшина Раиса Петровна.
Нижний ряд.
1, 2. Мастер Тимшина Марья Андреевна, передала Глухова Анна Фёдоровна (1897)
3. Мастера: Осокины Екатерина Петровна (1915-1999 гг.) и Пётр Алексеевич (1917-1999 гг.)
Передала — Курочкина Ираида Петровна.
Русский Север.
Сорока, головной убор женщины. Бытовал: Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, 19 век.
Мастер: Голышева Марина Алексеевна, город Великий Устюг, Вологодская область.
Кокошник-сборник. Головной убор молодой женщины, праздничный.
Бытовал: Архангельская губерния, Архангельский уезд, деревня Лопшеньга, 18-конец19 века.
Коруна — девичий головной убор, праздничный.
Бытовал: Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, 19 век.
Мастер: Митина Анна.
Кокошник каргопольский, женский головной убор.
Бытовал: Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, 19-20 век.
Мастер: Голышева Марина Алексеевна, город Великий Устюг, Вологодская область.
Кокошник женский и повязка девичья.
Кокошник «Кика новгородская», стилизация. Поднизь: бисер.
Повязка девичья. Головной убор девичий, стилизация.
Материал: жемчуг, бусы, бисер, золотная тесьма, пайетки, хлопчатобумажный и золотой шнур , использована техника «сажение по бели».
Бытовал: середина 19 века в Северной России и Москве.
Мастер: Голышева Марина Алексеевна, город Великий Устюг, Вологодская область, 2016 год.
Повойник «Кованый». Женский головной убор, золотое шитье.
Бытовал: Архангельская губерния, Мезенский уезд., конец 19 - начало 20 века.
Мастер: Голышева Марина Алексеевна, город Великий Устюг, Вологодская область.
Повязка девичья (реплика).
Такая повязка — русский девичий головной убор — бытовала в Пермской губернии в конце 18-начале 19 веков, в районе Чердыни и Соликамска.
Автор: Ольга Спехова, Пермь.
Материалы: позументы с золотым шитьем, камни, стеклярус, шелк, хлопок, лён.
Использована техника «сажение по бели», ручное шитьё.
Повязка девичья, г. Пермь.
Такой кокошник — русский (уральский) женский головной убор — бытовал у старожильческого населения коми-пермяцкого округа.
Автор: Татьяна Куликова, Новосибирск.
Материалы: картон, ситец, позумент, бисер, стеклярус, перламутр, декоративные элементы.
В музее проводят экскурсии. Экскурсовод рассказывает очень увлекательно и весело, при этом с интересными подробностями.
Пока взрослые смотрят в музее головные уборы, детям будет интересно пообщаться с Девицей-Метелицей.
Которая с проводит с детьми увлекательные мастер-классы и конкурсы.
А десятого декабря в Вятские Поляны приедет Дед Мороз из Великого Устюга со своей внучкой Снегурочкой из Костромы.
И еще можно на улицах посмотреть такие дома с настоящими наличниками. Этот дом — только один из многих.
Фото — из личного архива.
Информация об экспонатах — с табличек музея «Дом шляп» в Вятских Полянах.
С уважением, Анна.