Иконы Матроны Московской не было в истории иконописи - ни русской, ни византийской. Не было иконописных образцов, выполненных старыми мастерами. Иконописцам необходимо было создавать новый иконописный образ здесь и сейчас...
В результате для канонизации была написана Икона - образец, созданная самым формальным образом.
Лик святой совсем не прорисован, создан без любви, не "выстрадан". Кое-как формально обозначен: глаза - щелочки, такой же рот. Палочкой – нос, бездушное выражение лика. Эти формальные признаки пошли в тираж, повторяются бездумно, расходясь в виде сотен бумажных иконок и превращены в Канон. И копируются так же формально, как и большинство Икон-Образцов, выполненных старыми мастерами - без любви и почитания. Некоторые иконописцы берут на себя смелость не копировать, а воссоздавать живой лик святой Матроны...
Иконография образа святой Матроны, в последние годы вызвала горячее обсуждение в среде иконописцев и специалистов по иконописи. Дело в том, что с одной стороны, по древним канонам, святой на иконе должен быть изображен без физических изъянов, и следуя этой логике, святую Матрону следует изображать на иконах зрячей. Появилось даже определенное количество икон, изображающих блаженную Матрону с открытыми глазами. С другой стороны, икона все-таки изображает конкретного человека, прославленного в лике святых, с его индивидуальными, характерными чертами, а не голую иконографическую схему. Образ должен быть узнаваем, и кроме того, изображение незрячего человека зрячим, несет в себе определенный обман, какое-то лукавство, может быть сложно формулируемое с точки зрения канонов, но вполне различимое совестью.
Я искренне люблю Матрону и всегда чувствую ее невидимое прикосновение...
(Представлены некоторые работы Геннадия).