Вот иногда бывает так — наткнешься на что-то совершенно случайно, вскользь и ненароком. А отпечатывается такое мимолетное на годы и годы вперед. Вот так и вышло со мной и керамикой Мата-Ортис. Увидев раз, такое уже не забыть.
Итак, Мата-Ортис, Мексика, штат Чиуауа. Маленький населенный пункт, число жителей которого не дотягивает и до 1000. Это местечко и сейчас было бы совершенно безвестным, если бы не житель этого городка — Хуан Кесада.
В Мата-Ортис на протяжении 600 лет уклад жизни практически не менялся, уходя корнями к старой культуре Касас Грандес, руины которой окружали город. Хуан Кесада, оставивший школу в 12 лет, чтобы хоть как-то помочь своей семье прокормиться, однажды собирал дрова и нашел осколки керамики еще доколумбовских времен. И именно с этого момента и началось становление керамической мастерской Мата-Ортис.
Хуан экспериментировал с глиной, с формами и обжигом. В итоге ему удалось воссоздать необходимые пигменты, используя грунты окрестных гор, подробнейше изучить и воспроизвести древние орнаменты, и даже изобрести свой собственный метод обжига. На фото ниже — уже один из его последователей.
Вот эта крышка слева на фото (внизу) отделяет изделие от прямого огня.
Многое в нашем мире бывает случайно, и без случайностей не обошлось и здесь. Однажды Кесада продал несколько своих работ торговцам, которые привезли их в США. И вот эти работы попадаются на глаза Спенсеру Маккаллуму, американскому антропологу и искусствоведу. Ученый был поражен! Да настолько, что предложил Хуану стипендию на развитие его великолепного ремесла.
Так на глазах вырастает сначала семейная мастерская, появляются ученики, и вот, спустя несколько десятков лет, сформирован отдельный стиль, тончайший и уникальный, и в этой технике работают несколько сотен керамистов.
Мастерская объединяет под своим именем талантливейших художников, каждый из которых уникален. В индустрии прямо или опосредованно задействовано большинство жителей города, а сам город сегодня привлекает множество туристов, жаждущих увидеть, как создается эта красота и, конечно, увезти частичку ее с собою.
Вообще, конечно, удивительно, ведь в этой местности керамика никогда не была традиционным промыслом, и выходит, что это художественный и педагогический гений Хуана Кесада, да еще и помноженный на невероятное везение, дал жизнь новейшему и совершенного уникальному направлению в искусстве. Именно искусстве, потому что просто добротным ремеслом такие шедевры лично у меня язык не поворачивается назвать.
Ну и напоследок — просто полюбуемся. Крупно так, во всех деталях.