Добрый день, мои дорогие!
С некоторых пор в нашей мастерской можно будет увидеть настоящие Павловопосадские платки, которые мы сами тщательно выбираем на производстве.
Теперь немного о красоте.... о красоте павловопосадского платка, его истории, производстве и куда без этого - подделок.
Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Свою историю предприятие отсчитывает с 1795 года.
Но знаменитые на весь мир павловопосадские платки и шали здесь стали выпускать не сразу. Их производство было налажено купцами Я. И. Лабзиным и В. И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века — спустя полвека с момента основания фабрики.
В то время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Среди них и шелковая фабрика крестьянина села Павлово («Вохна тожь») Ивана Дмитриевича Лабзина, основанная в 1795 г. Впрочем, фабриками подобные предприятия именовались в официальной терминологии, хотя чаще всего представляли собой ткацкие светелки, где использовался ручной труд. Не была исключением и фабрика павловского крестьянина Лабзина: на ней трудились около десятка вольнонаемных работниц, вырабатывавших шелковые платки «средней руки» да «плохой доброты».
Предприятие год за годом росло, богатело. Вместе с ним, сменяясь поколение за поколением, богатели и хозяева Лабзины. Однако еще долго оставались в крестьянском сословии, только внуки Ивана Лабзина из-за необходимости вести торговлю «по разным городам» перешли в купечество. К середине ХIX века предприятие перешло к его правнуку Якову Лабзину, который вместе с компаньоном Василием Грязновым и переориентировал фабрику на выпуск шерстяных шалей с набивным рисунком.
Шаль к тому времени прочно вошла в быт различных слоев русского общества, став характерным элементом русского костюма — сначала дворянского, а позже купеческого и крестьянского. Особенно широкое распространение шали получают, начиная с середины ХIX века, когда на многих мануфактурах и фабриках налаживают производство более дешевых, по сравнению с ткаными, платков и шалей с набивным узором. Компаньонам пришлось работать в условиях жесткой конкуренции: востребованная временем продукция производилась тогда на многих фабриках, наиболее мощные из которых были сосредоточены в Москве и Владимирской губернии. Тем не менее купцы из маленького подмосковного города, благодаря таланту и энергичности, сумели не только выстоять, но и занять свое особое место на торговых просторах Российской Империи.
О том, что к началу 1860-х годов на предприятии Лабзина-Грязнова было полностью освоено новое производство, говорит тот факт, что среди работников фабрики в 1861 г. значились набойщики, резчики, выжигальщики, перротинщики, 2 колориста и даже 3 рисовальщика.
1870-1880-е годы можно характеризовать как время расцвета платочной мануфактуры. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны «с правом иметь на вывеске вензелевое изображение Имени Ея Императорскаго Высочества».
Во 2-ой половине 1880-х годов начинается процесс своеобразной демократизации павловского платка. Шали находят широкое распространение не только в дворянской и купеческой среде, но и приобретают популярность среди мещан и зажиточных крестьян.
В начале XX в. «Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» — самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек. Склады товаров находились в Москве, Харькове, Омске, Ромнах, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.
После революции предприятие Лабзиных-Грязновых было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. В первые десятилетия из-за нехватки сырья основной продукцией были хлопчатобумажные изделия. Шерстяные шали в эти годы делали, главным образом, по старым дореволюционным образцам.
Уже с середины 1920-х годов на фабрике осуществляли попытки внедрить новые направления в оформление платков. Появился интересный опыт компоновки узора из стилизованных изображений животных (шаль «Леопарды»), получили распространение рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации страны. Но все же ведущее место среди павловских изделий по-прежнему занимали шали с традиционным цветочным орнаментом.
Великая Отечественная война задержала обозначившийся рост: предприятие перешло на выпуск тканей для форменного обмундирования Красной Армии.
В 1950-е годы на фабрике вновь начали выпускать набивные чистошерстяные платки. В это время на фабрику пришли художники, чье творчество во многом определило развитие павловского платка на последующие десятилетия.
Наряду с созданием новых платочных композиций, в 1950-1960-е годы на фабрике продолжали печатать платки по старым рисункам, но в новых колористических разработках, на грунтах самых разнообразных расцветок: «пунц, бордо, золото, салат, оранж, зеленый, бирюза, фиолет», и другие.
Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках.
Признанием высокой художественной и культурной ценности наших изделий является тот факт, что предприятию придан статус народного художественного промысла России.
За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции и оттачивается мастерство художников. Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием, и от того, насколько верно выбраны композиционное решение и колористическая гамма, зависит его дальнейшая судьба.
Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются Художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и Художественно-экспертного Совета Московской области по народным художественным промыслам.
Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача — подобрать рецепты печатных красок, добиваясь как можно более точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. Основная сложность этой работы состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром (эта операция нужна для прочной фиксации красителя на шерстяном волокне) и промывки. Таким образом, колористу приходится делать множество пробных набивок, прежде чем будет получен окончательный рецепт.
Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы нанесения рисунка на ткань. Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную. Много их нужно проделать, чтобы родился уникальный по своим качествам павловопосадский платок! С неповторимым дизайном, экологически чистый и удобный в носке!
Специалисты осуществляют постоянный контроль за соблюдением всего сложнейшего технологического цикла рождения платка.
Меняется многое, время и мода, но неизменным остается девиз:
«ЦВЕТЫ РОССИИ НА ВАШИХ ПЛЕЧАХ»
Как уберечься от подделки:
Так выглядят этикеты настоящей павлопосадской мануфактуры:
для шалей: для шелковых платков:
Так выглядят этикетки для:
шерстяных платков: кашне:
И обязательно будет присутствовать логотип:
Можно ли стирать шерстяные платки?
Мокрая обработка влияет как на красители, так и на саму шерстяную ткань. К сожалению, для всех текстильных красителей справедливо утверждение: или яркие цвета, но непрочность по отношению к стирке, или тусклые цвета и высокая прочность. Павловопосадские платки — традиционно яркие и красочные, и поэтому не могут быть напечатаны только прочными красителями. Что касается шарфов, то, в соответствии с ГОСТами, они должны быть устойчивыми к мокрой обработке — поэтому шарфы печатаются прочными красителями, хотя из-за этого иногда теряют в цветовой гамме. Что касается самой шерстяной ткани, из которой изготавливаются наши изделия, то для нее, как и для всех шерстяных тканей, стирка не рекомендуется.
Таким образом, для шерстяных изделий рекомендуется только сухая чистка.
На свой страх и риск вы можете стирать шерстяные изделия в воде с температурой не выше 30 градусов, используя только специальные моющие средства для шерсти («Ласка», «Ворсинка») или детское мыло. После стирки прополощите платок в теплой, затем холодной воде, добавив в нее чайную ложку уксуса, аккуратно отожмите, промокните полотенцем и сушите, разложив на горизонтальной поверхности. Гладить платок следует с оставшейся незначительной влажностью в режиме двух точек.
Для изделий из шерсти и шелка категорически не допускается замачивание в моющем растворе!
Уход за другими изделиями — в соответствии со знаками по уходу, приведенными на вшивных ярлыках и этикетках.
Все фотографии и статьи принадлежат и публикуются с разрешения ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» ©