Так часто бывает: берешь, допустим, книгу о творчестве, чтобы отдохнуть от литературы о бизнесе... А в этой творческой книге каждый второй совет походит не только для творческой работы, но и для любой другой вообще.
Так что «отключить голову» не получилось. Автор настолько тонко и профессионально признается в своей любви к искусству (и к своему, танцевальному, и к любому вообще), что создается ощущение беседы с умной женщиной, очаровательной, с безукоризненными манерами. Я с такими женщинами могу говорить только одним образом: сидеть и слушать. Ну, или сидеть и читать, как в данном случае. И мотать на ус как имена и прозведения, с которыми я еще не знакома, так и советы, которые позже перепишу в записную книжку и буду испытывать из действие на себе.
Какие советы автора мне показались самыми интересными — ниже.
Твайла Тарп. Привычка к творчеству.
1. Завести вступительный ритуал.
Каждый день я начинаю с ритуала: встаю в 5:30 утра, надеваю обычную одежду – гетры, толстовку и шапку. Выхожу из своего дома на Манхэттене, останавливаю такси и прошу водителя отвезти меня в тренажерный зал «Качая железо», что на углу 91-й улицы и Первой авеню. Там в течение двух часов я выполняю силовые упражнения и упражнения на растяжку. Но ритуал заключается не в этом, ритуал – это такси. Говоря таксисту, куда меня отвезти, я совершаю ритуал.
Это очень простое действие, но, повторяя его неизменно каждое утро, я превратила его в привычку. Повторение облегчает выполнение.
Первые шаги самые тяжелые. Никому не покажется приятным ежедневно вставать затемно и сонно волочиться в тренажерный зал. Как у всех, у меня бывают дни, когда, просыпаясь, я гляжу в потолок и думаю: а нужно ли мне идти сегодня? Но какие-то (почти сакральные) силы, которые я связываю с этим ритуалом, мешают мне перевернуться на бок и продолжить спать.
Жизненно важно завести какой-нибудь ритуал – автоматический, но очень важный поведенческий стереотип, запускающий творческий процесс. Ведь именно в этот момент вы наиболее склонны отступить, испугаться, признать себя побежденным или пойти по неверному пути.
В конечном счете идеальных условий для креативности нет. То, что работает для одного, бесполезно для другого. Единственный критерий таков: вам должно быть легко. Найдите такую рабочую среду, в которой перспектива общения с музой не пугает, не заставляет закрыться, среду, которая будет для вас комфортной. А найдя, оставайтесь в ней, ничего не меняйте. Привычка к творчеству должна сформироваться в подходящей для нее среде.
Каким бы эксцентричным ни был ваш излюбленный ритуал, стоит лишь попасть в его ауру, и он запускает творческий процесс. Будь то чашка кофе, выпитая на заднем крыльце дома; рок-н-ролл, пробуждающий желание наносить краски на холст; тишина сада, вызывающего кулинарный транс, – все эти каждодневные мелочи генерируют атмосферу, в которой вы просто не можете не созидать. Как по Павлову: следуем выработанной процедуре и получаем результат в виде творчества.
Конечно, это применимо не только к творчеству, не так ли? Для меня маленькая чашка крепкого горького кофе по утрам, выпитая залпом, — это всегда конец расслабленной части утра и переход к работе, а классическая музыка всегда предваряет (и сопровождает) какие-нибудь зубодробительные расчеты, когда нужно построить таблицу с кучей сложносочиненных формул. И мне определенно нужно придумать ритуал для написания текстов. Работа пока непривычная, так что у меня уходит куча времени на то, чтобы сконцентрироваться на ней и «поймать волну».
У вас есть свои ритуалы?
2. Собрать коробку.
Каждый новый танец я начинаю с коробки. Пишу на ней название проекта и постепенно наполняю различными вещами, которые помогают его реализовать или просто с ним связаны. В нее попадают записные книжки, газетные вырезки, компакт-диски, видеозаписи со мной, с участниками труппы во время репетиций, книги и фотографии, а также вдохновившие меня произведения искусства. Коробка выполняет функцию архива, здесь хранится все, что связано с процессом моего активного поиска по каждому проекту.
Но самое важное, пожалуй, что мне никогда не приходится беспокоиться, что я могу что-то забыть. Самый большой страх творческого человека – это страх потерять гениальную идею, которую он не успел вовремя сохранить в укромном месте. Я никогда не беспокоюсь по этому поводу, потому что знаю, где ее найти.
Конечно, это не единственное решение. У Мориса Сендака подобную задачу выполняет комната. Это рабочая студия с огромной секцией с выдвижными ящиками, где он хранит рисунки, газетные и журнальные вырезки, заметки, статьи. Он работает над несколькими проектами одновременно и дублирующие материалы предпочитает держать вне поля зрения, когда занят чем-то конкретным. Другие заводят подробную картотеку. Более продвинутые организуют рабочий процесс на компьютере. Нет единственно правильной системы. Любая хороша, если она позволяет хранить и извлекать ваши идеи без потерь.
В проекте Arinella у нас с художником есть большой общий блокнот-альбом, в который собираются (и сразу сортируются по идеям) вырезки, фото и наброски. В моей управленческой работе эту роль («проектного» распределителя) играют несколько больших папок с информацией из печатных изданий и папок на компьютере. А дома на стене висит большой флипчарт, который помогает не запутаться в миллионе своих дел и при этом не упустить ни одной идеи. И, кстати, до этой книги я считала все это просто орг. моментами, такими, знаете, буями в море забот. Но по сути — да, именно они не дают лениться, не позволяют придумать оправдание чрезмерному отдыху. Множество мыслей и идей для воплощения всегда передо мной.
3. Если не знаете с чего начать — начните хоть с чего-нибудь.
Первые шаги в творческом проекте похожи на блуждание в темноте: они беспорядочны, суетливы и боязливы, в них много озабоченности качеством результата, но самим результатом и не пахнет. Еще и непонятно, что нужно исследовать. Я не люблю такие моменты. Я становлюсь похожа на отчаявшуюся женщину, у которой в голове крутится одна и та же мысль: «Мне нужна идея». Хотя в такие моменты я и выгляжу отчаявшейся, таковой я себя не ощущаю, потому что у меня есть установившаяся для таких случаев практика, которая заставляет меня идти вперед. Я называю ее «наскрести на идею».
Каждый может пытаться наскрести на идею по-своему. Модельер посещает магазин винтажной одежды, просматривает видеоклипы или наблюдает со стоянки придорожного кафе за тем, как одеты прохожие. Кинорежиссер вдруг улетает в Рим, надеясь, что в Вечном городе его посетит блестящая идея. Смена декораций – чем не способ что-нибудь наскрести? Архитектор стоит у карьера и изучает алгебраическую связь между осыпавшейся породой и неровной поверхностью каменной стены или всматривается в уходящий вглубь конус. Мы видим камни, архитектор – пространство и текстуру, он оценивает камни как возможный строительный материал.
Способов наскрести на идею существует столько же, сколько самих идей. Самый простой – это чтение. Если вы похожи на меня, то чтение – это первая линия обороны от вакуума в голове. Для отдельных категорий творческих людей, в особенности для тех, кто пишет рассказы и песни, есть еще один способ – разговоры с людьми. Слушая других, вы слушаете идеи. На идею можно наскрести, наслаждаясь работой мастеров в музеях или на выставках. Неиссякаемым источником вдохновения может стать природа.
«Затык» в мыслях испытывают не только творческие люди, верно? И студент, бьющийся над задачей, и родитель, пытающийся понять своего ребенка-подростка, и подчиненный, и руководитель... Нам всем бывает просто необходимо сменить обстановку или хотя бы угол зрения, чтобы «перезагрузить» свои мысли и поймать за хвост неплохую мысль.
Мне хотелось организовать свой проект, попробовать свои силы в деле, кардинально отличающимся от привычного b2b-рынка. Я долго размышляла, ходила из угла в угол, рассматривала разные идеи... Пока ко мне не пришла идея сумок с росписью, причем с совершенно неожиданной стороны. Из чаепития с мамой и тетушками.
4. Планируйте... в разумных пределах.
Наиболее креативные люди, которых я знаю, принимаясь за работу, всегда имеют план. Они знают, чего хотят, знают, как это сделать, и знают, что делать, если работа не ладится. Но существует очень тонкая грань между разумным планированием и чрезмерным планированием. Никогда не позволяйте планированию мешать естественному движению.
План похож на строительные леса вокруг здания. Пока ведутся наружные работы, леса необходимы, но работы переходят внутрь здания, и леса убирают. Так я представляю себе планирование. Оно должно быть продуманным и основательным, чтобы запустить процесс и сделать его стабильным, но не должно вмешиваться, когда вы перешли к внутренней шлифовке произведения. На этапе шлифовки и совершенствования планы не нужны.
В этом для меня самый большой парадокс творчества: чтобы сделать творчество привычкой, нужно знать, как к нему правильно готовиться. В то же время одна лишь подготовка и планирование не приводят к успеху: только оторвавшись от первоначального плана, вы сумеете вдохнуть жизненную силу в свой труд.
Необходимо принять как данность внезапно меняющийся ландшафт, изменение плана, случайную искру озарения – и видеть в них удачу, а не преграду, мешающую следовать заранее разработанной схеме. Про тех, у кого творчество вошло в привычку, Уайт сказал так: «Они готовы к удаче». Ключевые слова «готовы» и «удача» неотделимы друг от друга. Вам не повезет, если вы не будете готовиться, и нет смысла готовиться, если не заметите или отвергнете неожиданно возникшую блестящую возможность. Спортивный агент Марк Маккормак, в свое время один из самых могущественных людей в спорте и модельной индустрии, начавший карьеру с череды удачных находок – звезд гольфа Арнольда Палмера, Гари Плейера и Джека Никлауса, однажды сказал: «Да, должен признать, мне везло. Но я видел свою удачу и был к ней готов, тогда как многие не заметят ее, даже если она ущипнет их за нос».
Некоторых раздражает сама мысль о везении. Признавая участие случая в своем творчестве, мы как бы соглашаемся, что наши шедевры и триумф не совсем наши, и в какой-то степени принижаем свой успех. Я говорю: будьте выше этого. Мир так создан. Везение в творчестве – признак вашего мастерства.
Чтобы повезло, нужно проявлять большую терпимость к неопределенности. Составляйте план только до какой-то черты. Даже великие военные стратеги от Сунь Цзы до Клаузевица советовали поступать так: какую-то часть битвы пусть планирует противник.
Вот да, совершенно точно, на 100% полезный совет для всех. Буквально для всех — от школьника перед экзаменами до главбуха, подбирающего себе заместителя. Да, составить план — и обязательно оставить себе право его нарушить, если того потребуют обстоятельства.
Например, поставщик полиграфии. Я его искала по плану: создала свою форму запроса с таблицей (компании надо было лишь указать свои цены на блокноты, бланки, конверты и т.д. в соответствующих ячейках) и разослала постенциальным поставщикам. На рассмотрение принимала только те предложения, которые отвечали моему запросу. Например, если компания в ответ присылала не мою таблицу (удобную мне), а свою (на которую мне надо потратить время, чтобы разобраться). этот вариант не рассматривался вообще. Таким образом я уже заключила договоры со складом, доставкой, поставщиком упаковки и т.д., и всеми была довольна. У меня был свой план поиска поставщика. Я его придерживалась.
Но среди полиграфических компаний нашлась одна фирма, представитель которой не прислал вообще ничего... А вместо этого позвонил. Пригласил в гости к ним в офис и на производство, чтобы показать образцы продукции, учесть все необходимые нюансы и исходя из этого сделать полный и подробный расчет. И я, несмотря на свой план, согласилась. И тоже не жалею! Теперь это один из моих лучших партнеров.
У вас такое бывало: и без плана изначально никак, и пришлось его слегка нарушить, чтобы не упустить удачу?
5. Знайте свое дело досконально.
Папа Лев X, узнав, что Леонардо да Винчи, вместо того чтобы работать над картиной, пытается создать лак для ее покрытия, заявил: «Этот человек никогда ничего не добьется, потому что думает о завершении работы, еще не начав ее». Леонардо, однако, был уверен: доскональное знание ремесла позволит ярче выразить свой талант.
Все великие художники – непревзойденные рисовальщики. Но при этом они знают, как смешивать краски, как их затирать, разбавлять фиксатором – нет ни одной самой мелкой детали, которая бы ускользнула от их внимания.
Все без исключения выдающиеся модельеры виртуозно владеют ниткой и иголкой. Даже с армией помощников, работающих над заказом, они знают, как скроить и сшить, лучше, чем кто-либо другой в команде.
Самые знаменитые писатели начитанные люди. Они с огромным трепетом относятся к слову, имеют богатейший словарный запас, улавливают тончайшие нюансы в значениях. Они дружны с грамматикой. Слова и язык в целом – их инструмент, и они знают, как им пользоваться.
Успешный предприниматель способен сделать все: заполнить склад товарами, договориться с поставщиками, разработать новый продукт, организовать рекламную кампанию, заключить сделку, найти подход к недовольному клиенту или, что даже важнее, любому сотруднику.
У всех этих людей есть нечто общее: они мастерски овладели навыками и умениями, лежащими в основе их профессии, и их творческая активность базируется на солидном фундаменте, состоящем из этих навыков и умений.
Вы себя обманываете, если ставите творчество выше мастерства. Успешные попытки творчества начинаются лишь тогда, когда появляются умения, навыки. Не стоит беспокоиться, что механические упражнения, призванные отточить ваше мастерство, погасят творческий запал.
Уверенность добывается только честным путем и нуждается в постоянном укреплении. Чтобы удержать достигнутый уровень мастерства, необходимо трудиться так же упорно, как вы это делали, когда только шли к нему. Это означает постоянную практику и выработку хороших привычек.
Работа без определенной цели – это не что иное, как экзерсисы, тренировка и отработка вашего мастерства. Слишком многие же предпочитают работать над тем, что им и так уже хорошо удается, и совершенно игнорируют навыки, которые требуют развития. Приятно заниматься тем, что выходит как надо, но досадно сталкиваться с тем, в чем постоянно терпишь неудачу. Я наблюдаю это в своих танцорах. Те, у кого хорошая растяжка ног, но скованны руки, уделяют на тренировках куда больше внимания ногам (ведь усилия тут же вознаграждаются – выходит отлично, чувства вызывают приятные), чем рукам. Хотя здравый смысл подсказывает, что должно быть совсем наоборот.
Без страсти никакое мастерство не поднимет вас выше уровня простого культпросветработника. Без мастерства вся страсть мира оставит вас беспомощно барахтаться в море идей и желаний. Симбиоз двух этих качеств – вот суть творчества.
Здесь трудно что-то добавить, правда? Остается только расширять теоретическую базу и набираться во всем опыта. Например, моя слабая сторона — расчеты. Мне очень тяжело со сложными формулами, с некоторыми налогами. Но что тут можно сделать? Только учиться и пытаться, раз это часть моей работы.
Напишите в комментариях: вас пригодится публикация? Нашли для себя что-то новое?
И еще один вопрос: у вас есть ритуалы, о которых говорится в совете 1? Есть что-то, что настраивает вас на нужный лад?
Я каждый вторник делюсь цитатами и идеями из моей библиотеки бизнес-книг, поэтому добавляйте меня в свой круг, чтобы не пропустить новые публикации.
Фото взяты из открытых источников.