А вы знаете, куда уезжают мишки в апреле? Сейчас расскажу! Они ездят в главный город немецкой земли Северный Рейн - Вестфалия, где я по большей части провела эту зиму. Это - волшебный Мюнстер, Мекка мишек Тедди и их друзей, где вручается самый почетный для них приз Золотой Джордж. Признаюсь, я просачивалась в ряды мишкоделов и участвовала в этой выставке со своими украшениями под девизом «Для Вас и Ваших мишек». Опыт с удовольствием бы повторила ещё, но в этом году, похоже, в Мюнстере я теперь окажусь только летом.
В двух словах объясню, почему я так запросто там бываю, чтобы впоследствии не возникало вопросов и потом перейду к сути. Восемь лет назад мой старший сын, получив высшее образование, положил свой красный диплом на стол и сказал, что теперь поедет учиться тому, чего хочет он и уехал в Германию, за год до этого выучив немецкий язык (это даёт возможность учиться бесплатно). Поскольку он ещё и работает, чаще мы ездим к нему, чем он домой. Но вот в декабре студент бездарно сломал ногу на ровном месте и мы с мужем, младшим сыном поочерёдно были в карауле возле него. Вот и вся предыстория.
Муж познакомился с Мюнстером аж двадцать пять лет назад, когда закончил институт и попал впервые за границу на гастроли в предрождественские дни и рассказы его были невероятны по тем временам. Так что со всех сторон город давно уже нам знаком.
Город - красивый кукольный дом, очень дорогой и изысканный, высокомерный и строгий. Например, скромная двухкомнатная квартирка значительно превышает по стоимости домик на озере Комо. Это город дождя и велосипедов, врачей и юристов. Город самого умиротворяющего в мире променада. Город, где был подписан Вестфальский договор. Город миллионеров и студентов, сильной влиятельной церкви и Клемента фон Галена - епископа Мюнстера, бывшего во время Третьего рейха одним из наиболее безапелляционных противников нацистского режима.
Воскресным утром около шестидесяти церквей старого города колокольным звоном призывают 160 тысяч горожан на службу. Не завидую здешним студентам, предававшимся до утра веселью - выспаться сегодня им уже не удастся. Я обещала рассказать о Мюнстере и начну с его визитки - улицы Prinzipalmarket. Когда я увидела её впервые, дома привели меня в недоумение. Абсолютное впечатление того, что роскошные барочные фасады, почему-то несоразмерно большие, будто приклеены к домам. По сути, так оно и было, когда местная средневековая знать смекнула, что увлечение барочным стилем в Ватикане имеет смысл перенести и на центральную улицу Мюнстера и продемонстрировать расположение к церкви.
А церковь в Мюнстере уже более тысячи двухсот лет имеет почти безграничное влияние. Поэтому сегодня открыта будет только она и музеи, воскресенье должно быть посвящено семье и церкви, аркады Prinzipalmarket никого не порадуют открытыми магазинами. Да, ещё до часу дня открыты некоторые пекарни с хрустящим свежим хлебом и моими любимыми булочками из спельты. Те, кто сегодня гуляет до утра, через несколько лет станут примерными прихожанами. Существует официальный церковный налог, от которого можно отказаться, но есть вероятность, что может оказаться себе дороже. Церковь едва ли не крупнейший владелец недвижимости и почти наверняка с ней ещё придётся столкнуться. Многие клиники с высококлассными специалистами тоже финансируются церковью. В одной из них и была сделана сложная длительная операция моему сыну по обычной страховке. Есть здесь местная шутка, что в природе существует три оттенка чёрного - чёрный, Мюнстер и Падеборн. Такова обратная сторона привлекательной картинки.
Посреди широкой торговой улицы возвышается Ламберти кирхе. Последний глашатай Европы именно отсюда громко кричит поставленным голосом, что в городе всё спокойно. И не удивляйтесь, если услышите вечером трубный звук рога - это церковный сторож, в обязанности которого входит трубить в рог. А запрокинув голову, вы увидите «привет» из XVI века - три железные клетки на башне в человеческий рост. В этих клетках возили по городу для устрашения жителей казненных предводителей анабаптистов.
По большей части во время войны Мюнстер был уничтожен англичанами - отыщите в моем коллаже военный снимок и найдите другой, сделанный несколько недель назад на этой же улице. До совсем недавнего времени, я его ещё здесь застала, в Мюнстере находился с окончания Второй мировой войны британский воинский контингент. Службу они несли в самом центре города, у них была закрытая территория с казармами и своей инфраструктурой . Отношение к ним со стороны немцев было неоднозначно, многие считали британских военнослужащих оккупантами, а вовсе не «защитниками побеждённых». Но тема скользкая, лучше в неё не углубляться, зарыв топор войны.
Насмотревшись на аркады и Ламберти, пройдите по 250-летнему променаду города с необыкновенно чистым воздухом, насладитесь свежестью и близостью природы. С экологией в городе полный порядок. Давным-давно Мюнстер окружала крепостная стена, но теперь по её периметру крепко держатся за землю вековые деревья, уносясь высоко вверх и переплетаясь наверху ветвями. Здесь прохладно в жару, уютно в холод и дождь на променаде какой-то романтичный. Широкая липовая аллея протяженностью в четыре с половиной километра, опоясывающая старый город - совершенно серьёзная городская магистраль, но без автомобильного движения. Она отдана велосипедистам, бегунам и пешеходам. Велосипедистов здесь множество невероятное. И это отнюдь не приоритет студенчества. Ежедневно крутят педали булочники и монахини, университетские преподаватели и дети дошкольного возраста, глубокие пенсионеры и мэр города. Правила для велосипедистов довольно строгие. Например, при неработающем в темноте фонаре, вы заплатите 60 евро.
Вдоль променада носятся кролики, несметное число. У всех, кто бывает здесь впервые, вездесущая их армия вызывает вопросы. В сравнительно недавнее время увлечённые охотники постепенно уничтожили столько лис, что кроликам ничего не оставалось, как безнаказанно размножаться и радоваться жизни. А нам лишь нужно быть осторожнее, чтобы не оказаться на месте Алисы в Стране чудес и не провалиться в кроличью нору в центре старинного немецкого города.
За что ещё я люблю Мюнстер, за то что открыл для меня «дольче вита» - буквально сладкую жизнь и привил мне вкус к ней. Чего я здесь только не пробовала! Представьте мороженое из козьего молока с каштанами и солью, из овечьего молока с белым вином и миндалём, из роз, из сельдерея, с бергамотом из Калабрии, тыквенное с корицей и карамелью... Если кто знает о сертификате Demeter, так вот эта мороженица в Мюнстре ежегодно его подтверждает, делая своё лакомство из самых лучших свежих продуктов, используя ручной труд на всех этапах производства. Кстати, отсюда поставляется мороженое в Бундестаг.
Здесь я узнала вкус конфет лучших шоколатье мира. Патрик Роже (теперь я даже знаю его главный парижский магазин возле Мадлен), Пьер Марколини (открывший миру печенье одного дня макарун), Фредерик Блондель (бельгийский гений пралине) - всех не запомнить, но открывшиеся мне новые вкусовые впечатления навсегда отвратили меня от шоколада и конфет из супермаркета. Пишу и сглатываю слюну, ощущая во рту необычный вкус конфет с кайенским перцем, малиновой карамелью, соленой карамелью, базиликом, имбирем, лаймом, ганашем из мадагаскарского шоколада. Здесь я открыла, что 100% шоколад может не быть горьким, оказавшись необыкновенным десертом.
Уже второй раз я застала в Германии безудержное веселье - Розенмонтаг - Розовый понедельник. Название его происходит вовсе не от роз, а от особенностей кельнского диалекта и означает «замечательный». Хоть праздник и неофициальный, но никто не работает. Помните, пару лет назад я уже писала, как неожиданно оказалась в эпицентре этого праздника, испытав состояние дикой радости, соприкоснувшись с особенностями проводов зимы по-немецки. Собственно, это подобно нашей Масленице, но центральным событием здесь карнавал.
Безумие началось ещё в четверг, именуемый бабьим четвергом. Девчонки, это наш день! Потому что раз в год нам можно всё и за это ничего не будет. В понедельник - карнавал, к которому все немецкие земли начали готовиться ещё 11 числа 11 месяца в 11 часов и сегодня веселье здесь коснётся каждого. Хочешь - не хочешь, а начинаешь приветственно махать нарядным шумным процессиям, пританцовывать, ловко ловить конфеты, щедро рассыпаемые со всех проезжающих мимо ярких платформ.
Завтра от этого искромётного дня останутся лишь воспоминания, настанет «фиалковый вторник», когда немцы снова станут серьёзными до занудства. Но вечером предстоит ещё один похожий на наш ритуал - будут сжигать соломенное чучело, которое призвано символически искупить все наши грехи перед Великим постом. И закончатся карнавальные гуляния «пепельной средой», когда пеплом чертят крест на лбу друг у друга - упрощённое посыпание себя пеплом в знак покаяния и смирения. В общем, согласитесь, параллелей с масленичной неделей предостаточно!
Шумит карнавал, проходя по улицам города, а чуть в сторонке стоит и «смотрит» с едва заметной полуулыбкой, чуть нелепый «Человек-газета» - очень необычный и пронзительный мюнстерский памятник, обклеенный старыми газетами. Это боль Германии, но её история. Нацистский режим был безжалостен и к немцам, а не только к жителям Восточной Европы. Чистота расы должна была быть безукоризненной и все те, кто имел отклонения от нормы, что называется «пускался на опыты” в прямом смысле. В католическом приюте, где находился маленький Пауль Вульф, показалось, что он отстаёт в развитии и с дигнозом «врожденное слабоумие первой степени» был отправлен в психиатрическую больницу, где через несколько лет принудительно стерилизован. Диагноз впоследствии признали ошибочным, но трагедия этого человека уже состоялась. Всю жизнь Пауль Вульф положил на признание прав немцев, оказавшихся накануне второй мировой войны «слабоумными», преодолев стыд своей ущербности, говоря открыто о том, что сотворил нацистский режим с ним и еще 400 тыс. других людей. Он жил в Мюнстере и сейчас один из его друзей еженедельно обклеивает памятник свежими газетами с заметками об этом человеке, обреченном при жизни на одиночество. Такая вот она разная, Германия. Хочу надеяться, что вам был любопытен мой взгляд на Мюнстер - город выставки TEDDYBÄR TOTAL.
Этим своим постом я возвращаюсь на Ярмарку мастеров после двух месяцев отсутствия. По правде, опасалась, что вернусь к пепелищу, но оказалось, что просмотры по большей части даже выросли, работы регулярно добавлялись в коллекции и несмотря на моё жесткое объявление о том, что заказов не принимаю, покупатели предпочли его не заметить. Но надеюсь, вы заметили мелькнувшую здесь мою новую фурнитуру и на днях я покажу вам много-много нового. До скорой встречи!