В продолжение
Но посмотреть на этот вопрос хочется с немного необычной точки зрения — со стороны символизма.
Прежде всего — что это такое?
1. Символизм. Символы.
Символизм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Символ (др.-греч. σύμβολον «<условный> знак, сигнал») — знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.
Какие мы знаем символы?
В первую очередь — мистические.
Большинство из указанных символов используются в дизайне украшений в виде прямого и неискаженного отображения:
О втором виде символов я вкратце писала
Третий вид символов — это, собственно,тип украшения: кольцо, браслет, колье, серьги и так далее. «Физическое предназначение» украшения имеет отдельный, свой собственный сакральный смысл: кольцами мы украшаем пальца — что мы делаем этими пальцами большую часть времени? Зачем мы вешаем на шею цепочку или колье? К чему в ушах серьги или каффы? Каждое из этих украшений что-то дополняет нашим «частям тела»", придает им какую-то энергетику.
Четвертый и самый понятный символ — это то, что в литературе принято называть «время и место действия»: на работу мы носим одни украшения, в театр — другие, дома — третьи, на свадьбу — четвертые, и так далее. Для чего? Для того, чтобы гармонировать с энергетикой текущего местопребывания.
Символы, объединяясь между собой, рисуют на женщине «энергетическую картину», на которую реагирует целевая аудитория, например: на большой палец левой руки надеваем кольцо с черепом и костями, на правую руку на средний палец — платиновый цветочек с сапфиром, на ногу — браслет с подвесками «пандора», на грудь — колье с клыками тигра, серьги — с натуральным жемчугом, на голову — фату невесты.
Как будут реагировать окружающие на такой подбор украшений?
Безусловно, это — гротеск.
Другой пример: скромно надеть одно кольцо со звездой Давида, такую же подвеску, серьги, строгий костюм и приехать, скажем, на «собрание масонской ложи», где каждый поймет — это явился «свой»! Или приехать на утренник в детском саду, там просто никто не обратит внимания на потраченные с умом время и деньги.
Третий — одеться в Шрингар и пойти танцевать индийские танцы на сцену танцевального клуба.
Символы, сочетаясь друг с другом, создают картины — по тем же самым художественным законам, когда на акварельной бумаге никому не придет в голову рисовать маслом, так же как акварель не рисуют мастихином, так же, как в доме престарелых стены не украшают «ню».
Почему?
О вкусах — спорят?
2. Потребительские предпочтения.
Термин, столь же далекий от понятия «вкус», как утюг далек от запаха цветущей яблони, однако в рамках настоящей статьи будет правильным рассмотреть и его тоже: потребительские предпочтения базируются на соотношении полезности потребляемых благ и финансовых возможностей потребителя. Изучение потребительских предпочтений — это целая наука о мега-воздействиях на вкусовые предпочтения потребителей, и есть примеры, когда удачно проведенная рекламная компания заставляла огромные массы людей изменить свою жизнь в какую-то иную сторону, например, заняться спортом.
Мега-воздействия через прививание потребителю доминант представлений «престижно, выгодно, полезно» рождают целые движения, так, например, урбанизация и состояние экологии дали нам киберпанк и стимпанк, как символ выживаемости человека в рамках «второй природы»:
Как понять — это вкус или навязанные мега-воздействиями идеи?
Странно, но какой-то однозначной формулировки — что же такое личный вкус человека — я найти не смогла. Все объяснения сводятся к бородатой поговорке: «веревка — это вервие простое». Наверное, чтобы попытаться понять границы личного, нужно коснуться коллективного бессознательного: что такое киберпанк и стимпанк с точки зрения психологии? Всего лишь компенсация оторванности от природы. Этакий «антистрах»: нам не страшен Терминатор!
Однако от психологии — к стилистике: а кто сказал, что прочие стили не служат тем же целям? По сути, психологический комфорт — это и есть цель грамотного подбора одежды, в том числе — украшений.
3. Покажи мне свои уши, и я скажу, кто ты!
Перефразируя множество подобных силлогизмов («скажи мне, кто твой друг», «скажи мне, что ты читаешь», «встречают по одежке»), можно заявить: по набору украшений женщины можно определить, насколько восполнена ее потребность в комплиментах.
Но отступлю немного в сторону: еще моя собственная бабушка вязала мне варежки с орнаментами, мотивируя это следующим: «Глаза отводить, чтобы не сглазили!». По сути, в этом заключена огромная мудрость предков: если я ношу очень крупные серьги, которые издалека видно, а вблизи они завораживают взгляды удивлением: «А мочки не оттягивают?» и восхищением: «Надо же, как играют! Как живые!», то только логично, что мне никто не задаст вопрос: «Оля, почему ты не была на семинаре?!», ну, по крайней мере, в первую очередь — точно не зададут, а потом, может, как-то и забудут.
Абсолютно то же самое касается маникюра, в последнее время активно конкурирующего с кольцами и браслетами: красота привлекает внимание к себе в первую очередь, к носителю красоты — во вторую, направляя это внимание, управляя им, владея им, доминируя — общеизвестные факты, которые мы знаем с детства.
4. Формирование собственного стиля.
Узнаваемость — вот противовес для крайне дискомфортного состояния неотличимости от человеческих масс, миллионами тел заполняющих наше жизненное пространство. Стыдно ли стремиться к тому, чтобы выделяться из толпы? Ведь она, толпа, состоит из людей. Таких же, как каждый из нас, ее составляющих?
Наверное, правильнее этот вопрос поделить на две части: «с какой целью» и «какими средствами» это достигается. Это уже вопрос баланса: «
Если проще: в наше время каждая женщина поставлена перед последовательным рядом дилемм:
- стараться «выпрыгнуть» из масс или сливаться с ними;
- если сливаться, то к каким течениям примыкать?
- если «выпрыгивать», то по каким ориентирам это делать?
Формат одной публикации не позволяет дать всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но, по крайней мере, правильная постановка вопроса содержит в себе половину ответа.
Очень надеюсь, что у меня получилось сформулировать главный вопрос: «культура и антикультура — это конфликт денег, которые мы готовы на себя потратить, или времени, которое требуется для изучения этики и эстетики?».
Символизм — это свобода быть адекватным современности.