Чайник Paper boat, автор модели дизайнер Валерий Сайгин.
Фарфор, как и любая керамика (но фарфор особенно) — не любит углов.
Поэтому изготовление изделий со строгой геометрией представляет определённую технологическую трудность.
Все начинается с модели: она должна быть сделана с учетом усадок и усушек, которые предстоят в дальнейшем.
Простую вещь — квадрат — можно рассчитать, но бывают сложные изделия: додекаэдры, октаэдры, восьмиугольные чашки, плакетки, чайник Paper boat (на фото).
А вот так выглядела изначальная модель из картона. Картонная модель дала возможность испробовать чайник с точки зрения удобства использования.
Если вы хотите сохранить геометрию изделия, нужно учесть это на модели.
Пример, который мы приводим студентам.
Посмотрите на себя в зеркало. Втяните щеки. А теперь надуйте.
Вы со втянутыми щеками — то, что будет с изделием после обжига, если не учесть правила усадки. Чтобы получить естественное лицо, ваше собственное, нужно модель сделать слегка надутой, наполненной.
То же касается квадратных изделий. Если сделать модель идеально квадратной, после обжига углы изделия могут обостриться до 88-89 градусов, а грани слегка втянутся (как щеки), и это искажение будет заметно. Чем больше изделие, тем сильнее и визуально заметнее искажение.
Эти квадратные плакетки студентка вырезала из цельного фарфорового коржа.
Фишка Бумажного кораблика в его точной и стройной геометрии.
Есть два способа избежать деформации.
1. Слегка недопекать изделия. Если работаете с t 1220, то квадраты нужно печь на t 1200-1210. Это будет тот же самый фарфор, необходимой прочности, будет играть на просвет, но при этом иметь небольшую поверхностную пористость, 1-2%.
2. Второй способ — более сложный, заводской, рассчитанный на тираж. Модель нужно делать с «надутыми щеками», чтобы во время обжига они «втянулись» до нужного размера. Часто, если вещь имеет большой размер и сложную конфигурацию, это бывает трудно рассчитать с 100% точностью.
Но — как же это удавалось нашим фарфоровым предкам? Кузнецову, Гарднеру, Попову, братьям Корниловым. Делалась экспериментальная модель, результат серьезной ручной работы модельщика, — с «надутыми щеками». Формовали, отливали, спекали, изучали степень усадки и погрешностей, и с учетом этого делали корректировку модели. Снова изготавливали форму, заливали, спекали, изучали, делали корректировку, и так до победного конца, пока геометрия обожжённого изделия не будет полностью соответствовать ожиданиям. Потом такое изделие запускали в тираж.
Не случайно модельщики, как, впрочем, и другие рабочие высокой квалификации, были на особом счету, неплохо зарабатывали, становились начальниками цехов, смен и даже управляющими заводов.
О как!
Чайники сделали белые и цвета топленого молока.