Мария Фёдоровна — великая княгиня, императрица, супруга Александра III. Урождённая Мария-София-Фредерика-Дагмар, принцесса Датская (26.11.1847, Копенгаген — 13.10.1928, Видёр, Дания). Родители: Христиан IX, герцог Шлезвиг-Голштейн-Сондербург-Глюксбургский, король Датский, и королева Луиза, урождённая принцесса Гессен-Кассельская.
Это была женщина удивительной и непростой судьбы, связанной с переломным этапом в истории России. От чего её жизнь заслуживает отдельного и подробного описания, но, это уже право историков, или людей, увлекающихся историей.
Крамской И.Н. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1882 г. Государственный Русский музей:
В этой же публикации (в продолжение ранее изложенного материала — «Эпоха первых Кутюрье, моделей «haute couture» и открытие Maison de couture (часть I)») хотелось бы рассказать о нарядах Марии Фёдоровны. А именно — о тех, которые она заказывала у знаменитого Кутюрье, основателя Дома моды Worth — Чарльза Ф.Ворта.
Мария Фёдоровна с детьми (слева направо): Георгий, Ксения, Николай. 1879г. Платье для визитов от Дома моды Worth:
Для начала, создадим портрет Марии Фёдоровны. В общих чертах.
В сентябре 1864г. датская принцесса Дагмар была обручена с наследником русского престола Николаем Александровичем (старший сын Александра II), однако через полгода жених умер в возрасте 22-х лет.
Принцесса Дагмар, Копенгаген. 1864 г. :
Императорская семья всё же решила возобновить брачные соглашения, и 14 (26) сентября 1866 г. Дагмар приехала в Россию в качестве невесты цесаревича Александра. 12 октября она приняла православие, став великой княжной Марией Фёдоровной, а 28 октября состоялось венчание.
Этот брак был одним из самых счастливых в истории Дома Романовых. В дружной императорской семье было 6 детей: Николай II (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Ольга (1882-1960), Михаил (1878-1919).
Генрих фон Ангели. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны. 1874 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург:
Цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой цесаревной Марией Фёдоровной. 2-я пол.1860-х гг.:
Супруги редко расставались. А так как Мария была азартным охотником и рыбаком, императорская чета вместе ездила даже на медвежью охоту!
Крамской И.Н. Портрет императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. 1885г. Крепостной музей (?). Лаппеенранта. Финляндия:
Мария Фёдоровна могла до утра танцевать на балах. Была превосходной рисовальщицей и часто украшала свои письма мужу и сыновьям изящными рисунками. Работала она и масляными красками, к тому же, неплохо писала пейзажи. А в 1890-е гг. пристрастилась даже к искусству фотографии. Она из первых в России увлеклась «повседневной» фотографией и немало способствовала появлению моды на любительское фотографирование (от матушки-государыни это «хобби» перекочевало в семью её старшего сына — будущего императора Николая II).
Государыня обожала различные безделушки — шкатулки, рамки для фотографий, табакерки, выполненные из лазурита. Специально по заказу Марии Фёдоровны делались закупки этого поделочного камня на Ирбитской ярмарке.
Супруги ценили прекрасное: любили театр и музыку, стали первыми в России коллекционерами датского фарфора.
Туксен Л. Император Александр III с супругой Марией Фёдоровной и сыном Михаилом. 1893 г. (?):
Императрица целиком разделяла государственные взгляды, хотя редко вмешивалась в политику. Она возглавляла Ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I: посещала учебные заведения, воспитательные дома, приюты и учреждала новые, оказывала денежную помощь благотворительным организациям. В годы русско-японской и Первой мировой войн руководила Обществом Красного Креста.
После коронации Николая II Мария Фёдоровна, обладавшая политической интуицией и опытом, стремилась помочь сыну, подсказать ему выбор на ответственные посты, обсудить любое важное решение.
Февральскую революцию 1917 г. вдовствующая императрица встретила в Киеве, откуда переехала в Крым.
Несмотря на все чинимые препятствия, переписка между членами царской семьи всё-таки осуществлялась. От Николая II и его дочерей, хотя и очень редко, но всё же приходили в Крым письма. Великие княгини Ксения Александровна и Ольга Александровна регулярно направляли в Тобольск письма, подробно рассказывающие об их жизни.
Мария Фёдоровна с сыном Ники. 1-я половина 1870-х гг.:
Сохранилось единственное письмо этого периода Марии Фёдоровны к сыну (отрывок из этого письма, 21 ноября 1917 г. Ай-Тодор):
«Дорогой мой, милый Ники!
Только что получила твоё дорогое письмо от 27 октября, которое меня страшно обрадовало. Не нахожу слов тебе достаточно это выразить и от души благодарю тебя, милый. Ты знаешь, что мои мысли и молитвы никогда тебя не покидают — день и ночь о вас думаю, и иногда так тяжело, что кажется, нельзя больше терпеть. Но Бог милостив. Он нам даёт всем это ужасное испытание. Слава Богу, что вы все здоровы и, по крайней мере, живёте уютно и все вместе. Вот уже год прошёл, что ты и милый Алексей были у меня в Киеве. Кто мог тогда думать, что ожидает и что мы должны пережить! Просто не верится! Я только живу воспоминаниями счастливого прошлого и стараюсь забыть, если возможно, теперешний кошмар…»
Императрица Мария Фёдоровна с детьми:
11 апреля 1919г. она вынуждена была покинуть Россию. Поселилась Мария Фёдоровна в родной Дании. До последних дней своей жизни она не верила в гибель своего сына и внуков. Даже в 1925 г., несмотря на то, что уже не оставалось сомнений в гибели царской семьи, императрица надеялась, что Николай II и его семья «чудодейственным способом» спасены. Она запретила близким служить панихиды по членам царской семьи. И хотя она и оказала финансовую поддержку следователю Н.А.Соколову, когда тот проводил расследование в Сибири, как только ей стало известно, что в живых никого не осталось, она отказалась принять как самого Соколова, так и собранное им досье, и «коробку с находками».
Императрица Мария Фёдоровна. Дворец Видёре. Дания. Сер. 1920-х гг.:
Мария Фёдоровна умерла 13 октября 1928 года в Видёре под Копенгагеном. Проводить в последний путь бывшую русскую императрицу в Копенгаген съехались сотни русских эмигрантов из Парижа, Лондона, Стокгольма, Брюсселя. Отпевание состоялось 19 октября. На панихиде были представители всех королевских домов Европы — норвежский король Хокон, племянник императрицы, бельгийский король Альберт с наследником Леопольдом, будущие короли Англии братья Эдуард и Георг, а также большое количество других высокопоставленных лиц, был и великий князь Кирилл Владимирович, принявший на себя в 1922 г. императорский титул.
Перед смертью Мария Фёдоровна просила перевести её прах в Петербург и похоронить в Петропавловском соборе, рядом с могилой любимого мужа. Эта воля была выполнена в сентябре 2006 г. — прах Марии Фёдоровны был перевезён из Дании и захоронен, согласно её завещанию, рядом со своим мужем в Царской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Только сильный характер, острый ум, развитое чувство долга, глубокая религиозность, непоколебимая уверенность, что «на всё воля Божия» позволили Марии Фёдоровне не только не согнуться под ударами судьбы, но и остаться в памяти современников «Императрицей с головы до ног».
Парадный портрет Великой княгини (императрицы) Марии Фёдоровны. 1880 г. (картина неизвестного художника):
Придворное платье великой княгини Марии Фёдоровны, 1860-е гг.:
Придворное парадное платье императрицы Марии Фёдоровны, Россия, Санкт-Петербург, 1880-е гг.:
Она любила и была любима! Маленькая модница с прекрасным вкусом и стилем!
Пожалуй, это одна из немногих русских императриц, наряды которой сохранились до наших дней в своём первоначальном варианте и хранятся, экспонируются в русских музеях. До нашего времени дошло довольно много туалетов, по которым можно судить о ярком индивидуальном стиле той, которая их носила. Мария Фёдоровна любила чёткие силуэты, строгие линии, яркие цветовые сочетания, эффектные узоры и цвета.
Маковский В.Е. Портрет императрицы Марии Фёдоровны. 1912 г.:
Парадное платье императрицы Марии Фёдоровны — бархат, атлас, кружево, серебро, нить золочёная, бить золочёная, канитель, китовый ус, бронза, золотое шитьё, литьё, штамповка, золочение:
В начале, её гардероб до 1917 г. хранился в Аничковом дворце, затем в 1920-е гг. был передан в Эрмитаж.
Среди них много моделей, изготовленных под маркой Дома моды Worth. Мария Фёдоровна среди всех существующих на тот момент модельеров выделяла стиль Ч. Ворта. К моделям его Дома моды у неё была особая любовь.
Бальное платье, 1890-1895 гг., House of Worth:
Платье для визитов — бархат, шёлк, вышивка, 1893 г., House of Worth:
Вечернее платье, 1890-е гг., House of Worth:
А начиналось всё с традиции…
Приданное для русских цесаревен заказывалось на русские деньги, но у лучших портных Парижа и Петербурга. Чарльз Ворт удостоился чести быть среди тех, кто шил платья для невесты тогда ещё цесаревича Александра. Туалеты эти были в основном сиреневых, розовых и серых цветов. С тех пор Мария Фёдоровна стала постоянной клиенткой Ворта. Чарльз Ворт восхищался вкусом императрицы Марии Фёдоровны и её умением носить дамский костюм. У этого замечательного портного, Мария Фёдоровна заказывала себе туалеты на протяжении более 30 лет.
Вечернее платье — розовый атлас, шёлк, вышивка, бархат, металлизированная нить, 1890-е гг., Франция, House of Worth. Государственный Эрмитаж:
При этом, Мария Фёдоровна не ездила на примерки в Париж!
Лекала Ворта были настолько идеальны, что Мария Фёдоровна заказы отправляла почтой, по телеграфу, делая наброски или словесное описания желаемого платья. И модель шилась без единственной примерки!
Платье из сиреневого переливающегося бархата цвета шан-жан, украшенное кремовыми кружевами и мягким воланом внизу — бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево, 1892 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
У них было удивительное взаимопонимание с Ч. Вортом, который чувствовал и угадывал её желания. Мария Фёдоровна настолько доверяла фирме Ворта, что могла прислать телеграмму, которая содержала всего несколько слов: «Пришлите мне обеденное платье».
В итоге, платьев этого модельера в гардеробе императрицы было немало.
Дорожное платье, 188-е гг., House of Worth:
Сверкающее чёрное платье, сплошь расшитое растительным узором из стекляруса, с чёрным шифоном вокруг декольте — атлас, тюль, кружево, шифон, бусины, стеклярус,вышивка, 1880-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
Если в молодости Мария Фёдоровна носила как яркие, контрастные сочетания, так и спокойные, светлые тона…
Платье — сиреневый муар, шёлк, кружево, бусы из искусственного жемчуга, вышивка серебряной нитью и бисером, 1894 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
Знаменитое атласное платье для визитов с узором в виде букетов из астр и гортензий. Исполненное в стиле «Tapissier» (обивочный), получившем название из-за особенности модных тканей — их рисунок напоминали мебельную обивку. По вырезу лифа, рукавам и шнипу обшито кружевом. Трент подбит плюшем зелёного цвета. Бархатный узор на атласной ткани — один из любимых фирменных приёмов Ворта. 1880-е гг. Государственный Эрмитаж:
Строгий визитный костюм модного силуэта 1880-х гг.— шёлк, вельвет, сатин, кружево, золотая проволока, аксельбанты золочёного металла, лента, 1880 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
Платье — шифон, тафта, кружево, атлас, набивной узор, 1898 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
… то после смерти императора Александра III её гардероб полностью изменился — основными цветами стали чёрный, серый, лиловый.
Платье из вельвета и шёлка с вышивкой, металлизированная нить, муаровая лента, 1890-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
Мария Фёдоровна на фотографии в этом же платье:
Платье — лиловый бархат, кружево, тюль, бисер, вышивка, 1890-е гг., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
Но она по-прежнему следила за модой, впрочем, как и всегда. Даже после рождения шестерых детей уже в зрелом возрасте она сохранила «осиную» талию — около 65 см в обхвате. А её крошечная ножка (35 размер) своим изяществом была, по выражению журналистов того времени, «достойна башмачка Сандрильоны».
У императрицы Марии Фёдоровны была очень стройная, изящная фигура. Модельер явно оттенял её достоинства, постоянно сохраняя и подчёркивая линию талии, которую в некоторых моделях можно, кажется, обхватить пальцами.
Платье из вышитого шёлка — муар с тканным атласным узором, шифон, кружево, 1898 г., House of Worth. Государственный Эрмитаж:
У Ворта Мария Фёдоровна заказывала не только роскошные туалеты, но и домашние платья, зонтики от солнца, шёлковые чулки, обувь...
… а так же неотъемлемый аксессуар женского наряда — веера:
Особую часть в её гардеробе составляют «универсальные» платья — платья-трансформеры, у которых при одной юбке было два лифа — закрытый (для визитов) и открытый вечерний, что позволяло показаться в таком наряде несколько раз и по разному случаю.
Платье из бархата цвета брусники и сиреневого атласа — кружево, вышивка, серебряная и шёлковая нить, стеклянный бисер, 1890 г., House of Worth. В состав этого костюма входят два лифа при одной юбке: строгий закрытый лиф с длинным рукавом и другой, вечерний — с большим декольте, с рукавом за локоть и более богато украшенный. Государственный Эрмитаж:
Платье со сменным лифом — шёлк, 1872 г. House of Worth:
Худояров В.П. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, 1874 г.:
Так, например, в связи с коронацией в 1883 г. будущая императрица направила Ворту заказ, вот некоторые пункты, перечисленные в счёте:
«Костюм цвета морской волны из лионского шёлка с вышивкой из шелка-сырца, с двумя корсажами.
Модельный костюм соломенного цвета с двумя корсажами.
Платье помпадур, украшенное розой душистой, с двумя корсажами.
Бальное платье белого атласа с серебряной вышивкой, декорированное нарциссами и розами.
Порфира и сарафан розового бархата, вышитые тонким серебром.
Вуаль из муслина.
Комплект заколок для волос с полевыми цветами
Комплект заколок для волос с нарциссами и розами.»
На рубеже XIX-XX вв. очень популярны были дамские накидки, мантильи и пелерины — бархатные, суконные, шёлковые, украшенные вышивкой шнуром, стеклярусом и бусинами и так далее.
Одна их таких пелерин принадлежит Марии Фёдоровне:
В коллекции нарядов Марии Фёдоровны сохранились и платья работы других известных на тот момент мастеров:
Вечернее платье — белый узорный атлас, вышивка искусственным жемчугом, 1880 г., Мастерская A.Corbay-Wenzel:
Бальное платье — атлас, тюль, шёлк, н.ХХв., мастерская Auguste Brisac, Санкт-Петербург. Находится в Эрмитаже:
Платье для визитов — бархат, шёлк, вышивка, 1893 г.:
Вечернее платье Марии Фёдоровны — шёлк, вышивка, кружево:
Платье домашнее императрицы Марии Фёдоровны, Россия (?), ок. 1890 г.:
Павел Булыгин, поэт, офицер Русской императорской армии одно из своих стихотворений посвятил императрице Марии Фёдоровне:
К Твоим стопам, Страдалица Царица
Дерзаю я смиренно положить
Разрозненные первые страницы
Своей тоски и мыслей вереницы,
И о прощении Родины молить
И верю я, что Ангел Утешитель,
Собравши слёзы Царственных очей
Их отнесёт в Священную Обитель,
И Сам Христос, Великий Искупитель
Утешит скорбь и боль души Твоей.
(П.Булыгин 1920 г.)
Продолжение следует…